«Знаки дьявола» — метка невежества и раскола
«Пугающие» рисунки
— Гражданка, почему вы не хотите обменять паспорт старого образца на новый? Ведь такой страны — СССР — уже нет?
— Боюсь его получать. Посмотрела у соседки, там — знаки дьявола. Глянь сама: вокруг номеров страницы — три шестерки, и вокруг слова «Россия» аж два раза по 666.
Такой или такого рода разговор можно услышать при встрече сотрудников паспортных столов со странными людьми, которые отказываются получать документ российского гражданства.
Около полутора тысяч жителей Удмуртской Республики не заменили паспорта гражданина СССР на российский, в том числе 132 человека по религиозным мотивам. «Это самая сложная категория граждан», — утверждает заместитель начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Удмуртской Республике Е.А. Кузнецова. Эти люди выдвигают мотивы из области иррационального, вроде «знаков дьявола». Затем следуют подозрения в том, что на ферромагнитных полосах якобы записана вся информация о человеке. Елена Аркадьевна считает, что сами эти люди — как правило, не слишком образованные, пожилые — не могли до такого додуматься. Ими руководит чья-то уверенная рука. Возможно, духовных наставников.
Сотрудницы паспортных столов пытаются разъяснить, что к чему. Две прямоугольные метки черного цвета, которые располагаются в том месте, где приклеивается фотография, используются для того, чтобы точно позиционировать принтер, с помощью которого заполняется страница с данными о гражданине. Иначе текст с фамилией, именем, датой и местом рождения может расположиться криво. Отказники же считают, что в них записаны все данные о человеке. А ассоциации с шестерками — чистая фантазия. Это орнамент, выполненный в традициях оформления старинных русских рукописных книг. Так, глядя на облака, можно увидеть все, что угодно. Все это — элементы защиты паспорта от подделки. Но такие доводы не воспринимаются.
Десятки граждан отказываются от уже полученных паспортов, другие обращаются с просьбами вернуть им старые сданные на обмен документы, были случаи, когда люди бросали на стол свои главные «корочки» и уходили без них. Постоянно поступают предложения вернуться к печатанию старых паспортов. Кто эти люди, верующие в дьявола, ждущие конца света, подозревающие всех вокруг в происках и кознях, в том числе родное государство?
Жизнь затворная
Если посмотреть на статистику, то бросается в глаза следующий факт: наибольшее число отказников проживает в Балезинском, Малопургинском, Воткинском и Можгинском районах. Это не случайно, именно там находятся монастыри и скиты, вокруг которых собираются рьяно верующие. Их чувства достойны уважения, сила веры — подражания, если бы они не противопоставляли себя всему обществу и официальной церкви.
«Главных источников раздражения у нас два, — объясняет куратор конфессиональной политики от Администрации Президента и Правительства УР С.И. Ильинский. — Отец Владимир, бывший духовник Покровского монастыря из Каменного Заделья Балезинского района, и отец Василид, бывший духовник Мало-Дивеевского монастыря из села Норья Малопургинского района, который оставил монастырь и переехал в скит Можгинского района, а все монашенки — за ним. К ним приходят за советами и помощью многие люди, и оба батюшки, имеющие радикальные взгляды, передают их своим духовным чадам. Они возражают не только против паспортов нового образца, но и против ИНН».
Возникает вопрос: как живут верующие без документов? Ведь без них не устроиться на работу, не получить пенсию, зарплату, посылку, ценное письмо, не купить билет на поезд, не оформить наследство, не прописаться и не выписаться с места жительства…
А им этого ничего и не надо. Это большей частью монашки и пожилые женщины. В монастыре свое хозяйство — овощи, скотина, есть небедные спонсоры, которые дают средства на ремонт и строительство, на обзаведение всем необходимым. Насельники ушли от мира и не хотят выходить из своего затворничества, общаясь только с Богом и духовными отцами и сестрами, спасают свои души и молятся за нас, маловеров и грешных. Они отказались от своего имени, данного после рождения и записанного в светских документах, и после пострига приняли иное — церковное.
«Я беседовал с отцом Владимиром в прошлом году, — рассказывает Сергей Игоревич Ильинский. — Переубедить его невозможно, он ждет конца света. Отказывается от всего мирского. По-своему харизматичный. Понимаешь, почему верующие идут за ним. Похоже, кроме отцов Владимира и Василида, есть и другие батюшки, которые по своим приходам настраивают верующих. Сигналы поступают и помимо паспортов и ИНН: то в сельской школе родители заявляют, что не хотят, чтобы их дети проходили ряд предметов, то вообще не пускают детей учиться».
«Есть такие люди в нашем районе, — подтверждает управляющий делами Администрации Балезинского района А.П. Шарипов. — Это небольшая группа пожилых женщин. Они ухитряются даже пенсию получать. Благо у них — хорошие юристы. Все они живут надеждой, что в Госдуме России решат вопрос по отмене ИНН и пересмотру паспортов нового образца. А пока ситуация улеглась. Я не вижу здесь ничего страшного. Это их внутреннее дело».
Открытие монастырей обозначило новую проблему. Официально Ижевская и Удмуртская епархия признает два монастыря — в Перевозном и Норье. Покровский в Балезинском районе — вне официальной церкви, он обвинен в расколе. Для православных властей такое развитие событий стало сюрпризом. В советские времена все монастыри на территории нынешней Удмуртии были закрыты, а монашеские традиции полностью утеряны. Сегодня в них приходят новые люди со своими светскими привычками и амбициями, верующие, но не уважающие церковную субординацию, не познавшие такого важного христианского чувства, как смирение. Иные ведут себя, как комсомольские работники, действуя наскоком и рубя сплеча.
В первую очередь мы — граждане своей страны
Православная церковь в большей степени, чем другие, построена на сохранении традиций, она консервативна в хорошем смысле этого слова. Помогает через свои институты сохранить древнюю культуру, обычаи, ритуалы, священные тексты, культовые объекты. Она — часть русской истории и русского и российского характера. Тот, кто крещен по православному обряду и ходит в православную церковь, должен уважать ее законы, а не становиться на путь их реформирования. Что хорошо в миру, то плохо в храме. В противном случае начинается раскол, который подрывает единство церкви.
Церковь отделена от государства, но верующие — нет. Они в первую очередь граждане России и должны исполнять свои гражданские обязанности: ходить на выборы, участвовать в переписи, воспитывать детей, передавать им свое нажитое, служить в армии, заботиться о родителях, платить налоги и так далее. А всего этого не сделать без паспортов и других документов.
За проживание по недействительному паспорту предусмотрено административное наказание по статье 19/15 ч. 1 в виде штрафа до 2 500 рублей. Обычно после взыскания люди становятся более разумными. А вот до тех, кто живет в обителях, не дотянуться. Как правило, монастыри закрыты для посторонних, в том числе и для официальных лиц. Так, Покровский монастырь в Каменном Заделье обнесен колючей проволокой, ворота на крепком замке, возле них постоянно дежурят матушки. Не подойдешь к монастырю и со стороны реки Чепцы, где проход не закрыт, но и там круглые сутки ходят сторожевые.
Эти люди живут вне правового поля. К счастью, их немного, и они не наносят какой-то материальный ущерб. А вот иной… «Они игнорируют нормы, которые установило государство перед своими гражданами, решение правительства о том, что к 2004 году все должны получить российские паспорта, и тем самым отказываются быть гражданами нашей страны», — такой «приговор» вынесла отказникам Е.А. Кузнецова.
— Как вы относитесь к российскому паспорту? — этот вопрос я задала отцу Виктору Сергееву, настоятелю ижевского храма Святых царственных мучеников.
— Нормально, так же, как и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который сказал, что надо отдавать Богу богово, а Кесарю — кесарево. Если же кто-то хочет жить по старому документу — пожалуйста. Архимандрит Иоанн Крестьянкин подчеркнул, что это на спасение души не влияет.
— Когда верующие задают вам вопросы о «знаке зверя» или «дьявола» в новом паспорте, что вы отвечаете?
— Каждый находит то, что ищет.
Таким образом мы видим, что образовался зазор между конституционной нормой об отделении церкви от государства и гражданскими законами. И в этом месте — искрит страстями. Если просто верующих можно и нужно убеждать в необходимости исполнения гражданских обязанностей и со стороны духовных иерархов, и со стороны работников паспортных столов и местной администрации, то в отношении монахов и монахинь — вопрос более сложный. Здесь необходимы договоренности между светскими и духовными властями и на самом высоком российском уровне, и на региональном.
Проблема эта зашла достаточно далеко: не случайно на открывшемся на той неделе Архиерейском Соборе Патриарх Московский и всея Руси Алексий II осудил проявляющих «ревность не по разуму» и заявил, что «церковь всегда справлялась с внутренними настроениями, шатаниями, привнесенными людьми не до конца воцерковленными и просвещенными».
Нина ПУЗАНОВА
Источник: www.udmpravda.ru