России нужен торговый кодекс
Если реклама – двигатель торговли, то торговля – это кровеносная система экономики. И происходящие ныне изменения в российской торговле свидетельствуют, что российская экономика, к счастью, сохраняет свою способность бороться с кризисом. Показательны в этом отношении индексы физического объема розничной торговли. Взяв за 100% объем розничной торговли в 1990 году, мы имеем его упадок в 1991-2000 годах (1991 – 95,3; 1995 – 91,2; 1996 – 91,4; 1997 – 95,9; 1998 – 92,8; 1999 – 87,4; 2000 – 95,3) и неуклонный рост индекса в последующие годы (2001 – 105,7; 2002 – 115,6; 2003 – 125,3). В 2004 г. оборот розничной торговли составил 5565,5 млрд. рублей, что в товарной массе было на 12,1% больше, чем в 2003 году. Оборот розничной торговли в 2004 году формировался на 77,8% торгующими организациями при доле рынков 22,2% (в 2003 году соответственно 76,2% и 23,8%).
В России стала, наконец, возрождаться оптовая торговля. Число организаций оптовой торговли возросло к 2004 году по сравнению с 1999 годом по торговле потребительскими товарами с 10,6 тысяч до 18,4 тысяч, а по торговле продукцией производственно-технического назначения – с 5,0 тысяч до 6,1 тысячи. Растут и объемы оптовой торговли. В 2004 году организации оптовой торговли продали продукции по сравнению с 2003 годом на 116,3% больше, что составило 9523,1 млрд. рублей. Помимо организаций оптовой торговли перепродажу продукции осуществляли в 2004 году организации других отраслей экономики, с учетом которых общий оборот оптовой торговли в 2004 году составил 11547,8 млрд. рублей, или 114,7% к 2003 году.
Нерасторопность современного правового регулирования товарообмена, дробность и противоречивость соответствующего законодательства сдерживают торговлю, а порою и мешают ей. Энергичное развитие в России на изломе XX-XXI веков новых экономических форм и, соответственно, российского частного права, сама их трансформация, уход в прошлое всеобщего огосударствления настоятельно ставят перед законодателем вопрос об изменении системы права. Практики говорят о необходимости возрождения торговой отрасли, юристы – о переходе к торговому праву. Основная причина, по которой советское право избавилось от торгового права – отрицание частной собственности как таковой – ушла в прошлое. С возвращением частной собственности, возвращается и необходимость многих обеспечивающих ее механизмов, таких как торговое право.
Исторически особая отрасль частного имущественного права, противополагаемая гражданскому праву, составляла торговое право. Торговое право первоначально было правом сословия, затем стало специальным частным правом, регулирующим правоотношения в сфере торговли, отличающиеся специальными субъектами, субъективной стороной (корыстью), большей динамикой развития. Зарождение и развитие торгового права шло от морского права и только впоследствии перешло на кодификацию обычаев сухопутной торговли. Развитие торговли и ремесел сделало поселения городами, а те, в свою очередь, стали началом, объединяющим территории.
Под влиянием Французского торгового кодекса и в России в начале XIX века разрабатывался проект Торгового уложения, включавший правила о лицах, производящих и способствующих торговле, а также их деятельности; Вексельный и Банкротский уставы. Развернуто российское торговое право воплотилось в Своде учреждений и уставов торговых, составивших часть II Тома XI Свода законов Российской империи.
Торговое право, по определению ряда авторов, — это “совокупность норм частного права, предназначенных для регулирования торгового (коммерческого) оборота, т. е. взаимоотношений профессиональных предпринимателей (коммерсантов)”. Современные авторы рассматривают торговое право как комплексную отрасль права, представляющую собой совокупность установленных или санкционированных государством правовых норм, регулирующих правоотношения в процессе торгового обслуживания граждан и юридических лиц – организаций розничной торговли и общественного питания.
Были и сохраняются иные подходы к месту торгового права. Говоря о современных авторах, следует назвать В.В. Лаптева, В.С. Мартемьянова, А.Г.Быкова, В.В. Чанкина, Ю.Е. Булатецкого и других. Приверженцы раздельного существования торгового и гражданского права подчеркивают, что гражданско-правовыми институтами нельзя удовлетворительно охватить явления торгового быта, развитие этических начал деловой честности, добросовестности и верности своему слову при упрощенности форм, широком развитии устности, обуславливающихся, с одной стороны, живостью и интенсивностью товарооборота, с другой стороны, — строгостью формальных реквизитов. В подлинной торговле имеют вполне прикладное значение этические принципы.
Осознание значения торговой отрасли и, соответственно, норм права, ее регулирующих, в современной России периодически усиливалось. Так, Правительство РФ в своем Постановлении от 1 мая 1996 года № 536 “О некоторых мерах по дальнейшему развитию торговли” поручило Комитету РФ по торговле рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона “О государственном регулировании торговой деятельности” и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ расширять функции территориальных органов торговли в составе органов исполнительной власти субъектов РФ. Но в 2000 году само Министерство (бывший Комитет) торговли РФ стало структурным подразделением Минэкономразвития России, а административная реформа 2004 года привела практически к полному устранению российской исполнительной власти от регулирования потребительского рынка, даже Государственная торговая инспекция была объединена с СЭС и перешла в структуру Минздравсоцразвития РФ.
Следует отказаться от дробности правовых актов, регулирующих те или иные институты торгового оборота, защиты прав потребителя, и свести все такие нормы в единое торговое право, формой кодификации которого должен стать Торговый кодекс России.
Какие вопросы должны найти свое регулирование в Торговом кодексе? Свобода торговли и антимонопольная политика, логистика, инфраструктура товарных рынков и поддержка малого предпринимательства, конъюнктура потребительского рынка, управление ассортиментом товаров, предлагаемых торговым предприятием. Вопросы маркетинга, в том числе маркетинговая логистика. Реклама в коммерческой деятельности, в том числе товарная, внутрифирменная и общественная реклама, реклама на месте продажи. Торговый кодекс станет важным механизмом реализации конституционных принципов поддержки конкуренции и единства экономического пространства, тесно связанного с принципом свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Торговое право – это регулирование деятельности торговых посредников и торговых товариществ, биржевых сделок, экспертизы товаров (товароведение), стандартизации и сертификации продукции, без чего крайне затруднена гармонизация национальных стандартов с международными. Такие торгово-технические вопросы, как применение контрольно-кассовых машин в торговле, складское хозяйство и регламентация операций торговых складов, торговое оборудование и его нормативы.
Особая проблема – вопросы таможенного регулирования. Возможно как инкорпорирование таможенного права в право торговое, так и сохранение их раздельного существования.
Вне торгового права будет выведена из-под контроля общества уже упоминавшаяся конъюнктура потребительского рынка, а ведь это ни что иное, как “складывающиеся в определенный период времени и в конкретном месте (регионе) социально-экономические, торгово-организационные и другие условия реализации товаров, услуг; определенное соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и группам, так и по товарной и денежной массе в целом”.
Именно в Торговом кодексе должны закрепляться оформление кассовых операций, особенности торговли подакцизными товарами, меры по обеспечению товарного ассортимента, вообще вопросы рыночного ценообразования и особенности ценообразования на импортные товары. Также как и деятельность оптовых и розничных предприятий, их права и обязанности.
Именно торговое предприятие является стержнем торгового права, а не юридическое отношение как в области гражданского права. Организованное торговое предприятие, объединяющее многих лиц, является основой формирования всего торгового оборота. Эти и другие вопросы следует глубоко осмыслить, формулируя современные подходы к определению предмета и метода торгового права как науки.
Многие институты торгового права стали и становятся с течением времени достоянием всего гражданского оборота и, соответственно, гражданского права (например, вексель), но вместо них в торговом праве постоянно возникают новообразования, вызванные развитием или деформацией торговых отношений. Торговый кодекс может и не иметь общей части, благо в России торговое право никогда не существовало обособленно, в Своде законов Российской империи “Устав Торговый” следовал за “Сводом законов Гражданских”.
Национальные подходы к разделению гражданского и торгового права, как известно, различны. Но, в связи с проблемами, которые необходимо разрешить при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), интересен опыт Кодекса международного частного права (Кодекса Бустаманте), принятого в Гаване 20 февраля 1928 года и действующего на территории 15 Латиноамериканских государств по настоящее время. Нормы материального права разделены в этом кодексе на три книги: международное гражданское право, международное торговое право и международное уголовное право. Книга 2 “Международное торговое право” включает в себя нормы права о торговцах (купцах) и торговле вообще, о специальных торговых договорах, о морской и воздушной торговле. Причем начинается она ст. 232, в которой записано: “Способность заниматься торговлей и вступать в торговые сделки и договоры регулируется личным законом каждого заинтересованного лица”.
Только торговое право способно своим динамизмом быстро и эффективно отзываться на вызовы современной экономики, особенно с учетом задач адаптации России к условиям ВТО. Только Торговый кодекс способен обеспечить как необходимую доступность изложения правовой нормы, так и отсутствие противоречий и пробелов в соответствующих правовых институтах, их единство и взаимосвязь.
Илья ХАНДРИКОВ, вице-президент Российской Ассоциации “СИЗ”, почетный работник текстильной и легкой промышленности России
Тяжкий груз легкой промышленности
За 2004 год из текстильной и легкой промышленности ушли 100 тысяч работников, годом раньше – почти столько же. Вот результат 10-летней реализации государственной политики в отношении отрасли, начатой Е.Т.Гайдаром – “Завалим страну ширпотребом”.
Куча проблем отрасли, которые мы обсуждаем на “круглых столах”, конференциях, слушаниях в Государственной Думе и Совете Федерации, министерствах, правильные слова, которые все говорят, вызывают у участников рынка либо гнев, либо полную апатию.
Лишь некоторые здравомыслящие люди, обращаясь к власти, давно призывают ее поступить по совести, как в свое время с угольной отраслью, когда в результате соглашения Мировой банк выделил деньги на перепрофилирование большинства угледобывающих предприятий, переобучение работников на новые профессии.
В апреле Ассоциация менеджеров и издательский дома “Коммерсант” опубликовали данные опросов предпринимателей относительно перспектив отрасли. 86,4% сказали, что работа отрасли наладится, если государство вытеснит из страны незаконно произведенную и ввезенную продукцию; 31% — если часть средств от таможенных сборов иностранных производителей пойдут на поддержку отрасли. И только 13,6% сказали, что отрасли ничем помочь нельзя. Наверное, это означает: русские люди ленивые, не умеют работать, продукция, цены не конкурентно способные, мы не сможем конкурировать с китайцами. Все это сплошное лукавство! При оплате экспортной пошлины ширпотреб из Китая может стоить практически столько, сколько аналогичная продукция, произведенная на региональных российский фабриках. Так что нам выгоднее: развивать внутренний рынок, поддерживая отечественного производителя, перекрыв контрабанду или продолжать закрывать глаза на реальность, уничтожающую сотни тысяч рабочих мест? То, что произошло весной этого года, обязательно бы произошло когда-то…
В марте 2005 года правоохранительным органами РФ была задержана огромная партия товаров легкой промышленности, произведенных в КНР и ввезенных на территорию РФ с нарушением таможенных правил (контрабандным путем). Фактически правоохранительной системе удалось выявить масштабнейший контрабандный канал. В порту г. Находки разгружались корабли из КНР с товарами народного потребления (одеждой, обувью), которые по внутренним документам, без таможенного контроля и пошлин, эшелонами шли на подмосковные станции для дальнейшей продажи на рынках. Следственный комитет МВД и Генеральная прокуратура возбудили уголовное дело. Только по двум эпизодам было задержано 124 вагона с ширпотребом. Необычность ситуации в том, что остановить разгрузку кораблей было невозможно, так что грузы все пребывали и пребывали.
По данным правоохранительных органов функционирование контрабандного канала осуществлялось под “прикрытием” устойчивой коррупционной группы из числа высших руководителей ФТС, ФСБ и других министерств и ведомств. В качестве исполнителей привлекались действующие сотрудники этих государственных структур.
Эта коррупционная группа, действующая в течение года, осуществила прохождение около 5000 вагонов контрабандных грузов. При примерной стоимости вагона ширпотреба около 300 тысяч долларов США, общая стоимость контрабанды составила не менее 1,5 млрд. долларов США. А если учесть отсутствие сертификатов качества на данную продукцию, поступившую на рынки, то неизвестно, какова величина угрозы здоровью российских граждан. Предположительно, что одежда и обувь поступила под ведущими европейскими марками. И если это контрафакт, то по закону он должен быть уничтожен, а не распродан близкими к Федеральному фонду имущества фирмами.
Обращение ряда работников таможенных органов к представителям общественных организаций с предложением предать этот вопрос огласке, последовало после попытки спустить дело “на тормозах”.
Это стало возможным, благодаря наличию в правоохранительных органах огромного количества честных людей, не желающих участвовать в преступных деяниях. И очень важно, что ряд предпринимательских сообществ, общественных объединений на основании полученных материалов инициировали обращения к Председателю Правительства РФ, в МВД, ФСБ, Минэкономразвития, в ТПП РФ, депутатам Государственной Думы. Только всем миром можно побороть это зло. Зло должно быть наказано!
Можно сказать, что для многих это событие стало моментом истины. Кто-то заявил: “Моя хата с краю, я ничего не знаю”, и таких оказалось немало. Тем не менее, преодоление страха необходимо, если мы хотим жить в гражданском обществе, а не в тоталитарном государстве. Отрадно, что среди истинных патриотов отрасли и честных граждан, заявивших свою активную позицию по данному вопросу, председатель российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Татьяна Соснина (в апреле на пленуме профсоюза было принято обращение к Президенту РФ В.В. Путину “Нет – контрабандным товарам”). Уверен, государство обязано отметить этого смелого, замечательного человека, если, конечно, мы еще живем в правовом государстве?!
МИД Китая прислал удивительную ноту протеста сразу после задержания грузов. Из нее следует, что “серая растаможка”” является якобы условием межправительственных договоренностей. Если это правда, то какова роль (реакция) Минэкономразвития, Минпромэнерго — министерств, отвечающих за торговлю и легкую промышленность России? До сих пор нет официальных заявлений министров! Кажется, после начала проведения административной реформы Россию словно отбросило на десятилетия, по крайней мере, после ухода год назад господина Ванина из Таможенного комитета началась “новая экономическая политика”!
Сегодня ряд научных организаций изучают вопрос увеличения товарооборота с Китаем с 2006 года. Российские предприниматели в массе своей не против увеличения торговли, при условии, что государство будет выполнять свои конституционные обязанности. Известна позиция китайских властей по вопросу торговли с Россией. Китай производит и поставляет по всему миру продукции на триллионы долларов, в Россию – на несколько миллиардов. Китаю выгодно поставлять честно. По их мнению, главная причина нарушений — внутри России – наши чиновники.
Сегодня предпринимательские сообщества подписывают обращение к Президенту РФ В.В. Путину по вопросу скорейшей ратификации конвенций ООН “Против коррупции” и ЕС “Об уголовной ответственности за коррупцию”, что позволит в обозримом будущем превратить “надменную касту” в служащих обществу людей. Может быть, тогда и начнется возрождение легкой промышленности, да и многого другого!
Сергей БАБУРИН
Источник: Торговая газета