Новости

Подделано на совесть

В прошлом году в одном московском подвале работала интернациональная бригада: киргизы шили одежду из турецких тканей и мастерски копировали лейблы дорогих зарубежных брендов, а узбеки сбывали вещи в магазины. Отличного качества куртка себестоимостью $70 стоила $1000. Но если нет разницы — зачем платить больше?

По оценкам Всемирной таможенной организации, в прошлом году подделки составили до 7% мирового объема розничных продаж, или $512 млрд. При этом качество фальшивок выросло настолько, что даже эксперты не всегда отличают их от оригинала. По данным Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности (Ассоциация НСБ), ежегодные убытки от подделок для экономики России составляют более $3 млрд.

Fake you!

Некоторые крупные компании в начале своей деятельности в России закрывали глаза на поддельные товары своей марки: их целью был захват доли рынка, и распространители дешевой продукции отчасти помогали этому. Но потребитель привыкал к низким ценам, и переключить его на легальную продукцию оказывалось непросто. К тому же если раньше подделки в основном были дешевыми, то теперь производителям «фэйка» (англ. fake — подделка) удается успешно имитировать продукцию даже дорогих брендов.

В прошлом году в Москве была обнаружена подпольная фабрика: выходцы из Средней Азии поставляли в приличные магазины вполне качественную поддельную одежду дорогих брендов. Даже в сетевых спортивных магазинах и торговых комплексах встречались поддельные вещи с товарными знаками Adidas, Nike, Puma, Reebok, Lee, Prada, Fendi, Boss. Только за один рейд МВД по ювелирным магазинам столицы было изъято 85 кг поддельных украшений из турецкого золота примерно на $2,5 млн.

Что касается часов, то больше всего контрафактной продукции (изделий, на которых незаконно используется товарный знак) приходилось на японский кварц (Casio, Seiko, Orient), однако теперь увеличилась доля поддельных механических часов. Нет, пожалуй, ни одной часовой марки, которая не подверглась бы репликации. Попадаются Tissot, Longines, Breitling, Audemars Piguet, Ulysse Nardin, Patek Philippe, Vacheron Constantin. Китайский Rolex стоит около $100 (при себестоимости $22—25), в то время как цена настоящего зашкаливает за $15 000. В Рунете, например, есть магазин копий швейцарских часов, где цена «качественных европейских» копий, в отличие от «некачественных китайских», может доходить до $1000, поскольку они отличаются от оригиналов якобы лишь отсутствием драгоценных металлов и камней.

«Если человек носит поддельные часы, я не могу его уважать, это не свидетельствует об уме», — возмущается известный швейцарский часовщик Алан Зильберштайн. «Качество большинства копий наших часов не выдерживает критики, эти подделки не наносят серьезного ущерба бизнесу, — говорит глава пресс-службы Swatch Group (среди марок — Tisson, Longines, Omega) Беатрис Ховальд. — К тому же количество фальшивок свидетельствует об авторитете бренда. Тем не менее мы постоянно своими силами пытаемся отслеживать подделки и закрываем точки их продаж». «В Москве есть подделки под известные бренды, но есть и оригинальные товары, которые завозятся в страну по «серым» схемам, и вот это, на мой взгляд, является большей проблемой, — считает президент компании «Восточный Экспресс» Дмитрий Гуржий. — Добросовестный продавец вкладывается в маркетинг, рекламу, бутик, а потом другие люди продают здесь товар и получают прибыль без всяких затрат. Покупатель даже может получить паспорт на купленные у таких дилеров часы, например Patek Philippe. Но чего он точно не получит — так это сервисного обслуживания, которое предлагают официальные дистрибьюторы, а ведь чем часы дороже, тем более тщательного ухода они требуют».

Как ни банально это звучит, гарантией подлинности товара является его продажа в фирменном магазине или у официального дилера. «В Москве поддельных товаров в фирменных магазинах, насколько мне известно, нет, — продолжает Дмитрий Гуржий. — Здесь рынок настолько небольшой, молодой и хрупкий, что никто не рискнет продавать подделки в своих luxury-бутиках. Понастоящему богатых людей в Москве меньше, чем принято думать, — несколько десятков тысяч человек. Они покупают вещи только в бутиках, в этом весь пафос. В том, чтобы купить что-то «на улице», для них нет интереса».

Впрочем, владельцы марок и официальные дистрибьюторы далеко не всегда готовы заявлять об обнаруженном контрафакте и бороться с ним: информация о подделках торговой марки вредит в первую очередь самой марке. Поэтому проще вкладывать деньги в рекламу, чем в защиту от подделок. Российское законодательство, в отличие от американского и европейского, довольно терпимо относится к нарушениям использования торговых знаков. Кроме того, не нарушая закон, очень просто заменить одну букву в раскрученном названии. Этим грешат и российские, и западные производители. Моя знакомая купила в магазине «Палермо» пару ботинок — как она думала, Cerruti — за $400, у которых через месяц отвалился каблук. На самом деле это была марка Cerutti, которая раньше обычно продавалась в местах массового спроса и по другой цене.

Найдется все

Желание сэкономить толкает людей в Интернет, а это просто кладезь подделок. Два года назад компания Tiffany & Co предъявила иск ведущему on-line-аукциону eBay: ее расследование показало, что 73% украшений, выставленных на сайте под маркой Tiffany, являются поддельными. Федеральный суд Нью-Йорка присудил компании солидную компенсацию. Интернет-аукцион уже оказывался перед такой проблемой ранее: тогда иск ему предъявила компания Rolex. Сначала решение было принято в пользу eBay, но Rolex обратился в Верховный суд и, когда eBay инкриминировали продажу других контрафактов, выиграл тяжбу.

В прошлом году адвокаты французского дома моды Hermes проверяли магазины и прочесывали Интернет в поисках подделок модели популярной сумки Birkin. Среди пытавшихся нажиться на известном бренде оказался известный американский магазин Lord & Taylor, где не могли не знать, что $98 — не цена оригинала.

Неудивительно, что президент Парижской палаты моды Дидье Грюмбах призывает ограничить публикацию в Интернете репортажей с Недель моды в целях борьбы с пиратством. Открытые показы коллекций за полгода до их поступления в магазины дают возможность копировать модели и выпускать их в продажу намного раньше, чем это сделает дизайнер-разработчик, и притом в десять раз дешевле.

А для некоторых компаний копирование известных моделей вообще стало частью концепции. Как говорит Дмитрий Гуржий, известная молодежная сеть Zara в результате богаче и успешнее, чем высокие марки: «Это самая крупная розничная fashion-компания в Европе. У нее на полках «похожие» вещи появляются уже через две недели после показа какого-нибудь дизайнера». Управляющий партнер Bally и Cruciani в России Наталья Семенова считает, что это подрывает luxury-бизнес: «И Zara, и Joseph, который копирует вещи с сезонным опозданием, делают все довольно качественно. Многие люди предпочитают купить вещь там и выбросить ее в конце сезона, чем платить в 10 раз больше. Конечно, костюмы и кашемировые свитера подделать невозможно, но что касается маечек-кофточек — я сама стала их покупать таким образом».

Относительно действительно дорогих подделок, Наталья Семенова полагает, что эта проблема характерна, скорее, для Франции или Италии: «Приличная подделка сумки Hermes стоит не менее 400 евро. Но у нас нет среднего класса, который бы это покупал. А человек, для которого Hermes — символ престижа, купит сумку в бутике». С этим согласен и Дмитрий Гуржий: «Есть подделки, которые невероятно похожи на оригиналы. «Найти 10 отличий» может только хорошо подкованный человек. Небольшой процент вещей просто крадется с «родных» фабрик, однако основная часть нелегальной продукции — Китай очень хорошего качества. Сумка «под Hermes» будет стоить до $1000, при том что оригинал — $30 000. Тем не менее, как мне кажется, у людей, которые купили Hermes за $1000, остается внутреннее ощущение «нечестного поступка».

Впрочем, другие источники на условиях анонимности сообщили «Профилю»: часть нелегальной продукции контролируется самими марками, а состоятельные модники сознательно «разбавляют» 5 оригинальных сумок в гардеробе таким же количеством поддельных.

Китайское — значит отличное?

70% подделок, изъятых полицией в прошлом году по всему миру, изготовлено на китайских предприятиях. И сегодня китайская продукция — не та дешевка, которую мы знали когда-то. Современные подделки с голограммами и кодами бывает практически невозможно отличить от оригиналов. Дизайнер Наталья Нафталиева рассказывала, что в Китае есть своя классификация качества продукции, в том числе и подделок: если подделка категории А или В — это вполне приличное изделие, то вещь категории D или Е — уже дешевка. Китай не спешит реагировать на претензии к массовому изготовлению и продаже контрафактной продукции. Правда, недавно Пекин все-таки лишился одной из главных своих достопримечательностей: этой зимой был закрыт «Шелковый рынок», ассортимент которого на 90% состоял из умелых подделок мировых брендов одежды, часов и обуви. По посещаемости он уступал лишь императорскому дворцу и Великой Китайской стене. Ежедневно здесь бывало до 10 тыс. посетителей, в выходные — вдвое больше, а годовой оборот составлял примерно $12 млн.

Несмотря на свободную продажу пиратской продукции на улицах Китая, производители товаров класса люкс верят, что ужесточение мер против подделок принесет результаты. Louis Vuitton, который считается самым копируемым брендом в мире, выделяет на борьбу с фальшивками до 15 млн. евро в год. Интересно, что в этом году 50% официальных продаж Louis Vuitton пришлось именно на Китай, в то время как на Европу и США — по 25%.

Все смешалось: китайцы предпочитают европейскую продукцию, европейцы покупают китайскую. Резонно рассудив, что, если нельзя остановить процесс, надо его возглавить, высокие марки стали серьезно задумываться об открытии своих легальных производств в Китае и использовании более дешевой китайской рабочей силы в Европе.

Руководители компании PPR, управляющей Gucci, уверяют, что не станут этого делать даже в случае улучшения качества производства в Китае: «Если роскошный бренд начнет производить свои товары в странах с дешевой рабочей силой, только чтобы увеличить валовую прибыль, он полностью уничтожит свой имидж». Того же мнения придерживается и Louis Vuitton: «Миф бренда связан с тем, где именно мы производим наши товары», — говорит глава компании Ив Карсель. Он также уверен, что экономия на производстве обернется увеличением косвенных издержек по контролю.

Но уже сегодня идет диверсификация: первые линии модных брендов по-прежнему «отшиваются» в Европе, большинство спортивной одежды производится в Юго-Восточной Азии. Не так давно даже Prada заявила о намерении переместить часть своего производства в Юго-Восточную Азию: одежду спортивной линии и одежду для отдыха компания собирается шить в Китае. На бирках таких вещей будет написано made by Prada («сделано Prada»), а нa вещах, произведенных в Италии, которых все же останется большинство, — made in Italy. Владелец Prada Патрицио Бертелли заявил, что Китай — это прекрасная возможность делать такие же качественные вещи, как в Италии, только гораздо дешевле. Так что со временем слово «Китай» по отношению к моде перестанет быть ругательным. Похоже, начинают оправдываться слова Пьера Кардена о том, что XXI век станет веком китайских модельеров.

Что касается подделок, то до тех пор, пока на поддельный товар есть спрос, будет и предложение. Во Франции XVI века за такое «предложение» отрубали руку.

Источник: ПРОФИЛЬ

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button