Новости

Конвейер контрафакта — До 60% продаж приходится в России на нелегально произведенные товары

Недавно сотрудники столичного УБЭП провели одну из самых крупных операций по борьбе с контрафактом. За один раз было изъято более миллиона пиратских дисков с фильмами, играми, программным обеспечением. Однако, как утверждают сами сотрудники правоохранительных органов, этот «улов» – лишь капля в море. К тому же нелегальные CD и DVD стоят в рейтинге подделок лишь на пятом месте. Кто в лидерах, выяснили «Новые Известия».

Как признал недавно замминистра культуры и массовых коммуникаций РФ Леонид Надиров, «мы не представляем себе, сколько производится контрафактной продукции в стране, какова география производства, сколько украдено денег и сколько недоплачено налогов». Г-н Надиров пообещал, что к октябрю 2005 года правительство «должно получить реальную картину ситуации на рынке, чтобы на понятном языке общаться с партнерами как внутри страны, так и за рубежом». И все же какая-то статистика есть уже сегодня.

Статистика знает не все

По официальным данным Роспатента, оборот поддельной продукции на российском рынке составляет 80–100 млрд. руб. в год, а госбюджет теряет на этом до 30 млрд. Замглавы Роспотребнадзора Надежда Назина сообщила недавно депутатам Госдумы, что доля контрафактной и фальсифицированной продукции на нашем рынке составляет от 30 до 40%. Она рассказала также, что в прошлом году инспекторы проверили 132 тыс. торговых предприятий и изъяли фальшивок на сумму более 428 млн. руб. Это государственная статистика. По данным же независимых экспертов, участвовавших недавно в научно-практической конференции «Россия против контрафакта», отечественный «серый» рынок контролирует до 60% всех розничных продаж. При этом некоторым специалистам и эти оценки представляются весьма заниженными – истинных размеров отечественного пиратского оборота не знает никто.

Любопытно, что Россия не является лидером в этой области, хотя и входит в первую десятку. Мы все еще уступаем ряду стран Юго-Восточной Азии – Вьетнаму, Малайзии, Тайваню, хотя уже обогнали бесспорного до недавних пор передовика пиратского хозяйства – Китай. «Серый» рынок – глобальный экономический недуг: по данным Международного комитета по интеллектуальной собственности (МКИС), более 8% всемирного товарного оборота – контрафактная продукция.

Отсутствие точных и достоверных цифр не мешает Роспатенту расставлять приоритеты на рынке фальшивок. По официальным данным, чаще всего подделывают продукты питания: консервы, колбасные изделия, кофе, чай, растительное и сливочное масло. Далее следуют нелегально произведенная алкогольная продукция и минеральные воды. Впрочем, спиртное – это особая статья: тот факт, что объемы продаваемого в России и
Такие часы продают на вес.
нелегально произведенного алкоголя (как отечественного, так и импортного) никакому учету не поддаются, позволяет некоторым экспертам утверждать, что алко-контрафакт все же стоит в рейтинге на первой позиции. Третье место – за промышленными товарами: трикотажными, швейными и чулочно-носочными изделиями. Чуть-чуть отстают товары бытовой химии, игрушки, парфюмерия и косметика.

А вот нещадно подделываемая пиратами интеллектуальная собственность (музыка, фильмы, компьютерные игры и программное обеспечение), вопреки расхожему мнению, по объемам продаж стоит только на пятом месте. Здесь впечатляют не абсолютные цифры, а относительные. По данным МКИС, более 80% отечественного рынка в этой сфере составляет нелегальная продукция, а ежегодный ущерб оценивается в сумму более 700 млн. долларов. Вплотную к пятерке лидеров подошел в последнее время нелегальный рынок лекарственных препаратов. Здесь чаще всего подделываются антибиотики, анальгетики, препараты для лечения желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваний, поражений эндокринной и нервной системы. Как утверждает Роспотребнадзор, «по результатам проверки в прошлом году против 3800 предприятий, занимающихся изготовлением и продажей лекарств, было возбуждено 127 уголовных дел и изъято поддельной продукции на сумму около 4 млн. руб.».

На вопрос, откуда берется контрафакт, председатель комиссии Мосгордумы по предпринимательству Виктор Волков ответил «Новым Известиям»: «В основном это делается не у нас, а в странах третьего мира, в Тунисе, Турции, Китае… Наши только продают». Официальная статистика такие оценки подтверждает: по ее данным, 96–98% пиратской продукции идет из стран дальнего зарубежья, преимущественно Юго-Восточной Азии – Китая, Таиланда и Малайзии, до 2% поступает из стран СНГ, остальное – наше, родное. О нем и поговорим.

Лицензионные фальшивки

«НИ» удалось поговорить с человеком знающим и в своих кругах весьма авторитетным. Борис К. (на публикацию своей фамилии он, что вполне понятно, согласия не давал ни при каких условиях) имеет как к производству, так и распространению пиратской продукции на столичном рынке интеллектуальной собственности самое непосредственное отношение. Проще говоря, Борис – пират с многочисленной и хорошо обученной командой.

Для начала наш собеседник рекомендовал нам жестко разграничивать такие понятия, как «фейк» и «контрафакт». «Фейк» – это наглая подделка. Типичный пример – джинсы, сшитые узбекской бабушкой, выдаются за родную продукцию Levi’s, – уточнил Борис. – Контрафакт же – продукция, произведенная с соблюдением многих, если вообще не всех, технологических норм, но с нарушением законов. Ну, скажем, кроссовки Abibas». По его словам, единственным отличием такого контрафакта от полностью легального продукта является то, что первый не учтен ни в каких финансовых документах производителя. «Чаще всего подобное случается на рынке алкогольной продукции», – отметил пират.

Мы по наивности попросили Бориса рассказать, сколько лично в его бизнесе задействовано пишущих CD-ROMов, операторов и прочих технологически необходимых сил и средств. Наш собеседник, улыбнувшись, разъяснил: «Большую часть нелегальных дисков штампуют те же заводы, что днем производят продукцию разных известных фирм. В Московском регионе я знаю один такой завод, в Санкт-Петербурге мне известны две подобные фабрики». Следовательно, самый главный козырь лицензионной продукции – ее лучшее качество – при хорошо поставленном «параллельном» деле не более чем миф. Единственное различие, уверят Борис, – это цена конечного продукта, которая у пирата, естественно, ниже, поскольку он не платит никаких налогов и лицензионных сборов.

Как рассказал «НИ» Борис К., главное направление в реализации контрафакта – это крупные оптовые поставки в регионы. Контакты здесь налажены уже в течение многих лет, а ряд чиновников, по его словам, «в курсе раскладов». Второй важный вектор развития пиратства – наработка новой клиентской базы. Это для дельцов особенно необходимо в двух столицах, где борьба с «нелегалами» ведется более активно и результативно, чем в других местах. Здесь, пояснил Борис, тоже есть несколько путей. Прежде всего на помощь «черному бизнесу» пришли современные технологии. «Существует множество закрытых интернет-форумов, где вовсю идет оптовая торговля пиратской продукцией», – рассказал он «НИ». Второй вариант, по словам Бориса, немного сложнее, зато и безопаснее. Речь идет о «личных контактах» с руководством торгующих организаций. «Язык и до Киева доводит», – чуть перефразировал известную поговорку наш собеседник.

По словам Бориса К., точно такие же технологии производства и сбыта используют и его «смежники» – коллеги-нелегалы, специализирующиеся в областях промышленных товаров, продуктов питания и алкоголя. У «пищевиков» дело, как он утверждает, поставлено с таким размахом, что покупатель нередко и не догадывается, что приобретает «что-то не то». «Нелегальные, поддельные продукты совсем не обязательно продаются через рынки или небольшие торговые павильоны, – подтвердила «НИ»

госторгинспектор Мария Рогова. – Покупатель должен быть готов, что подделку он приобретет в любом крупном магазине».

Пиратов – на рею?

«Один из механизмов борьбы с контрафактом и фальсифицированной продукцией – стандартизация, призванная обеспечивать производство продукта в соответствии с обязательными требованиями, – сообщили «НИ» в пресс-службе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. – В ближайшее время агентство планирует разработать информационную систему учета нарушений технических регламентов и создать базу данных по отличительным признакам продукции конкретных производителей». Вероятно, это необходимо, но как

быть, если регламенты не нарушаются, а отличительных признаков нет? Да и откуда они возьмутся, если, как утверждают сами пираты, «плохие» диски, вина и колготки производятся на тех же самых фабриках, теми же самыми людьми и по тем же самым технологиям, что и «хорошие»?

Другие специалисты считают, что залог успеха в борьбе с контрафак-

том – ужесточение наказания пиратов. Экспертный совет по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности, созданный при думском комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму, предлагает, например, возбуждать уголовные дела, если у продавца найден хотя бы один пиратский диск, а не 500, как требуется сегодня по закону. С такой позицией солидарны «силовики». «Довольно мягкое законодательство в отношении пиратов позволяет им, не напрягаясь, заниматься своей «профессиональной» деятельностью», – заявил «НИ» следователь Зеленоградского УВД Денис Долматов.

Однако есть и другая точка зрения. «Зачастую пиратами становятся обычные малые предприниматели, которых вынуждает так поступать власть, – рассказал «НИ» президент «Опоры России» Сергей Борисов. – Существующая налоговая система, давление власти на бизнес – все это вынуждает уходить предпринимателей в тень».

И, наконец, без низких цен на легальную продукцию интерес к «фейку» никогда не пропадет. А потому борьба с контрафактом – это дело не только государства, но и самого бизнеса. Первыми на это обратили внимание звукозаписывающие компании. Сейчас в ряде музыкальных магазинов, да и в обычных супермаркетах продаются видеокассеты, CD и DVD-диски по цене, приближенной к пиратской. Прибыли с продажи каждого экземпляра, конечно, меньше, однако значительно вырастает оборот. «Во-первых, мы постепенно стараемся существенно облегчить ценовую политику, – рассказала «НИ» сотрудник маркетинговой службы одной из звукозаписывающих компаний Наталья Чиколини. – Также мы планируем проводить множество акций и конкурсов с различными призами – от футболок до туристических поездок. Каждое интересное начинание будет поддерживаться событием соответствующего уровня. Важно добраться до покупателей первыми. Мы попробуем превратить покупку наших товаров в нечто увлекательное, и это особенно касается подростков».

РЕЙТИНГ ПОДДЕЛОК

1. Продукты питания: консервы, колбасные изделия, кофе, чай, растительное и сливочное масло.

2. Алкогольная продукция и минеральные воды.

3. Промышленные товары: трикотажные, швейные и чулочно-носочные изделия.

4. Товары бытовой химии, игрушки, парфюмерия и косметика.

5. Интеллектуальная собственность (CD и DVD-музыка, фильмы, компьютерные игры и программное обеспечение).

6. Лекарственные препараты.

По данным Роспатента

«ЛЕВЫЕ» КНИЖНЫЕ ТИРАЖИ

В апреле 2005 года департамент экономической безопасности МВД РФ обвинил «Издательскую группу АСТ» в том, что она продавала неучтенные тиражи своих книг через 27 фирм-однодневок, зарегистрированных по утерянным документам. При этом государство недополучило в виде налогов около 3 млрд. руб. Против издательства возбуждено уголовное дело по статье 173 УК РФ («незаконное предпринимательство»).
В июле 2003 года ГУВД Москвы возбудило уголовное дело против издательского дома «Эксмо» и родственной ему компании «Эксмо-Пресс». Издателей обвинили в том, что они выпускали гораздо более крупные тиражи своих книг, чем указывали по документам. С выручки от их продажи авторские отчисления платились «черным налом», а налоги государству не перечислялись вовсе. Расследование дела о «левых» тиражах продолжается до сих пор.

БАЛКАНСКИЙ ОПЫТ

До недавнего времени европейской Меккой интеллектуального пиратства считались страны балканского региона – Болгария, Сербия, Румыния, Босния и Герцеговина. По оценкам местных экспертов, оборот рынка нелегальной аудио- и видеопродукции в одной только Боснии составлял около 2 млрд. долларов в год, а доля легальных дисков и кассет не превышала 3% от их общего числа. Как ни парадоксально, главными клиентами «пиратских» магазинов были иностранные военнослужащие из состава миротворческого контингента, расположенного в стране и призванного как раз защищать законность. Выгода была существенной: к примеру, аудиодиск, цена которого в Англии или Германии колеблется от 12 до 20 евро, в Боснии можно было купить за 1 евро. То же самое творилось и на рынке программного обеспечения – по свидетельству очевидцев, даже государственные учреждения были оснащены компьютерами, на которые устанавливался нелегальный софт, а официальные дилеры фирм-разработчиков разорялись, едва начав работать на местном рынке. Нечто похожее творилось и в соседних странах, а Болгария долгое время даже была главной производственной базой пиратов, обеспечивавшей продукцией практически всю Восточную Европу и страны бывшего СССР.
Не так давно ситуация резко изменилась – наведение порядка в этой сфере стало одним из условий вступления стран региона в Евросоюз. В Сербии об ужесточении ответственности за торговлю пиратской продукцией предприниматели и потребители узнали за месяц до начала полицейского прессинга. Дальше стал действовать принцип «кто не спрятался, я не виноват»: сейчас за подобное правонарушение можно получить до полугода тюрьмы, и такие случаи уже были. Иначе происходило в Боснии – там правительство решило действовать жестко. В один день во всех крупных городах была проведена операция «Пиратерия», в результате которой было изъято порядка 1,5 млн. экземпляров нелегальной аудио- и видеопродукции, закрыто 785 магазинов, 210 видеоклубов и еще несколько десятков других развлекательных центров.

АНДРЕЙ ГУЛЮТИН, АНАТОЛИЙ ПОМОРЦЕВ

Источник: www.newizv.ru

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button