Новости

Богатые и бедные одинаково покупают подделки вместо настоящей еды

Маршрут на помойку и обратно в обстановке полной секретности рязанские милиционеры осваивали не один месяц. Прячась от посторонних глаз и роясь в мусоре, оперативники искали странные вещи — обрывки упаковок от сигарет, мятые пачки «Мальборо», бракованные сигареты. Главное в охоте за отходами было не попасться на глаза местным — жителям рязанского поселка Шилово — обыкновенной российской глубинки. Сотрудникам милиции это удалось. Так родилось уникальное по объему, но банальное по сути уголовное дело.

А началось все с того, что в областном центре появились «благородные» марки сигарет — «Мальборо», «Кэмэл» и прочие. Главная приятность для курильщиков состояла в том, что стоили эти символы заграничной жизни вполне доступно для небогатых рязанских покупателей. Правда, вкус у сигарет был, как бы это помягче выразиться, на уровне махорки. Смутило сотрудников рязанского УБЭПа, которым в руки попали дешевые пачки, то, что рядовому курильщику и в глаза не бросилось, — немного другой шрифт. В остальном качество бумаги и краски пачек сигарет было вполне на уровне.

Следы от копыт ковбойской лошади с этикетки «Кэмэла» привели рязанских милиционеров в тихий районный центр Шилово к мастерским по ремонту сельхозтехники. Вернее, бывшим мастерским. А сейчас скромному производству по выпуску незатейливых отечественных сигарет «Тройка».

Для провинциального Шилова появление четыре года назад в их поселке нового производства было событием. На фоне разрухи местных предприятий в очередь на новые рабочие места выстроился чуть ли не весь поселок. Начальник сельского заводика Эдуард Арутюнов завез в мастерские старые чешские и английские производственные линии и стал выпускать сигареты «Тройка» для окрестных торговых точек. Производство было совершенно легальным. Но только видимая его часть. Эдакая ширма.

Доказательства второй и настоящей жизни бывших мастерских и искали на мусорной свалке отходов оперативники. В действительности в Шилове выпускали поддельные «импортные» сигареты для… курильщиков Западной Европы. А настоящим руководителем подпольного завода из российской глубинки был литовский бизнесмен Егидиюс Штуйкис. Работала сигаретная фабрика так: днем производила немного дешевых «Троек» для сельской глубинки, ночью много «Мальборо» для Европы. Под покровом темноты длиннющие фуры загружались настоящей продукцией. Но не до конца. Оставшиеся последние метры забивались невинным грузом вроде сена. И фуры уплывали в ночь.

Потом «импортный» товар складировался в таких же тайных местах вроде брошенных ферм, но с прекрасной охраной. А дальше путь его лежал через Прибалтику, Польшу и Украину в Данию, Италию, Германию, Англию.

Когда арестовали десять человек в Шилове и самого Арутюнова, литовский бизнесмен скрылся. Он объявлен в розыск. Только на фабрике в районном центре изъяли около 5 тысяч коробок с блоками подделок. А сколько их ушло на Запад, за эти годы не знает никто. Предположительно настоящие хозяева рязанского «Мальборо» заработали несколько десятков миллионов долларов.

Спирт «пять звездочек»

Предновогодние закупки всегда были серьезным делом. Вот и в Новосибирске от прилавка к прилавку в канун праздника бегали не только простые покупатели, горящие желанием забить под завязку свои холодильники, но и покупатели в штатском, у которых в карманах лежали удостоверения новосибирского УБОПа. Покупатели в штатском не мелочились — брали ящиками. И набрали.

Обойдя за декаду полторы тысячи прилавков, силовики затарились 67 тоннами поддельного алкоголя. Встретилась на холодных просторах даже южная экзотика в виде четырех тысяч бутылок дагестанского коньяка, который на проверку оказался разведенным дешевым спиртом, подкрашенным чаем.

Сибирским милиционерам удалось многим своим соотечественникам спасти здоровье, а кому-то и жизнь. Всего же за прошедший год прикрыли только в Новосибирске 10 цехов левого алкоголя. Хотя истины ради надо сказать, что подделок с градусами в стране становится меньше. В том же сибирском городе буквально несколько лет назад с каждой торговой точки суррогат вывозили несколькими «КамАЗами». Сейчас улов — полтора-два десятка ящиков от одного прилавка.

Но это не те цифры, которым надо радоваться. Да, десятилетиями пустые прилавки вдруг наполнились товарами, но вслед за ними пошли подделки. И кое-где существенно потеснили настоящие товары. Липовых алкоголя и сигарет стало на просторах родины меньше. Наши органы научились их выявлять и ловить. Тогда бизнес подделок плавно переместился в другой сектор нашего прилавка.

Заместитель руководителя Роспотребнадзора Надежда Назина рассказала, что в ушедшем году специалисты только их организации проверили 132 тысячи предприятий торговли и частных предпринимателей. Картина с нашей едой оказалась весьма удручающей. Например, очень часто на прилавках нас ждет поддельная сгущенка. Оказалось, что многие предприятия разработали собственный простой рецепт этого продукта из растительных жиров, но решили нас, покупателей, не нервировать. Поэтому этикетку клеят от настоящей сгущенки. Или выбивают на крышке банки номер несуществующего завода. Вы прочтете и побежите искать, где эта фабрика?

С рыбными консервами, по мнению Роспотребнадзора, ситуация такая: каждая шестая банка на наших прилавках не соответствует тому, что написано на этикетке. И мы покупаем вместо благородного лосося селедку, вместо шпрот их труху, вместо сайры в лучшем случае — более дешевые сардины.

Не везет даже младенцам. Роспотребнадзор заявляет, что большая часть питания для новорожденных не имеет на упаковке ни даты выпуска, ни таблицы кормления, ни указания, какие растительные масла были использованы.

В проигрыше оказываются не только те, кто ищет товар подешевле, но и те люди, которые имеют возможность покупать хорошие продукты и следить за своим питанием, чтобы оно было здоровым.

— На растительных маслах часто пишут, — рассказывает Надежда Назина, — «продукт не содержит холестерина» или «экологически чистый продукт». Но растительное масло и так не содержит холестерина, а об экологической чистоте нельзя говорить без экологической экспертизы и без сертификации.

Только Роспотребнадзор в прошлом году изъял в ходе проверок продукции на 340 миллионов рублей. И написал 30 тысяч предписаний об уничтожении «левых» продуктов. Есть подозрение, что эти выявленные подделки — капля в море невыявленных.

Мутанты по стандарту

С первого января этого года вступил в действие ГОСТ — государственный стандарт на маркировку продукции. На самом деле этот ГОСТ не новое, а хорошо забытое старое. Просто мы от ГОСТа отказались, когда началась перестройка. Время показало, что отказались зря. Специалисты доказали, что на нашем российском рынке где-то от 30 до 40 процентов продуктов питания на своих этикетках не содержат правдивой информации о составе того, что мы едим, его пищевой ценности, сроках хранения. Введение подобного стандарта, естественно, не перекроет полностью дорогу на прилавок подделок, но сможет сильно осложнить им жизнь.

Теперь по российскому ГОСТу с начала этого года производитель обязан писать на этикетке, есть ли в продукте пищевые добавки, какие и сколько. Обязан сообщать о наличии биологически активных добавок, наличии в предлагаемом вам товаре генетически модифицированных организмов. Обязательно должно быть указано на этикетке, каковы суточная норма потребления продукта и противопоказания.

Еще один интересный момент — на продукте должен быть знак соответствия и название организации, которая этот знак дала. А производители должны на маркировке указать, какие свойства — лечебные или питательные — есть у продукта.

Подделки строгого режима

В конце ушедшего года в Государственной Думе прошли парламентские слушания. Говорили депутаты, ученые-правоведы, милиционеры, таможенники, Роспотребнадзор о том, как защитить нас от вала фальшивок. Заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр Шелищ озвучил дикую цифру: объем фальсифицированной и контрафактной продукции на нашем внутреннем российском рынке увеличивается. Так, по данным министерства внутренних дел, в отдельных областях производства доля подделок составляет от 73 до 94 процентов. И здесь мы чуть ли не впереди планеты всей. Потому как в таких странах, как Великобритания и США, доля подделок меньше 10 процентов.

Договорились на слушаниях вот до чего — нужно готовить проект национальной программы по защите страны от фальшивой продукции.

Кроме ГОСТа с начала 2005 года неприятный сюрприз ждет тех, кто выпускает подделки, прячась за заборами закрытых предприятий и просто режимных территорий. Доступ милиции для ловли производителей липовой продукции облегчат специальные пропуска.

Источник: www.rg.ru

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button