Из истории денежных купюр
Издавна принято заботиться о дизайне денежных купюр — размещать на них не только надписи и государственные символы, но и художественные графические изображения.
Это, во-первых, улучшает эстетическое впечатление от банкнот, во-вторых — осложняет жизнь малопочтенному сословию фальшивомонетчиков, а в-третьих — несет определенную идейную нагрузку.
К примеру, со второй половины XIX в. на отечественных ассигнациях появились лица русских царей.
Собиратели бон могут составить из них целую портретную галерею дома Романовых.
Особенно известны купюры последних эмиссий, имевшие хождение в предреволюционные времена.
Так, на 25-рублевом кредитном билете видим портрет Александра III, на 50-рублевке — Николая I, на сотке-«катеринке» — Екатерины II, а обширная денежная «простыня» в 500 рублей (столько не каждый рабочий зарабатывал за год) была украшена портретом Петра Великого (анфас).
После Февральской революции Временное правительство, естественно, избавилось от царских портретов.
Вместо этого на кредитках было помещено изображение здания Таврического дворца в Петрограде — местонахождение Государственной Думы, символа тогдашней демократии.
А потом, при власти большевиков, пришлось печатать новые деньги.
Поначалу в их оформлении обходились серпами, молотами и надписями «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» на всевозможных языках.
Более сложный дизайн не требовался, поскольку в стране разворачивалась гиперинфляция, и буханка хлеба стоила миллионы.
Однако в 1922 г., когда гражданская война была практически окончена и стартовал переход к новой экономической политике, возникли предпосылки к введению более устойчивого денежного обращения.
Соответственно, требовалась эмиссия надежных, хорошо защищенных платежных средств.
В Главном управлении производством государственных знаков, монет и орденов — Гознаке — начали разрабатывать варианты рисунка советских бумажных денег.
На ассигнациях были представлены новые хозяева жизни: рабочие, крестьяне, красноармейцы.
Первыми купюрами с новыми персонажами стали так называемые платежные обязательства Центральной кассы Народного комиссариата финансов.
Они были предназначены для пополнения денежной массы бюджетных предприятий и организаций, которые с их помощью могли рассчитываться с поставщиками сырья и материалов.
А тем, по истечении трехмесячного срока со дня выпуска обязательств, был гарантирован обмен «платежных обязательств» на новые дензнаки по золотому курсу.
Выпущенные в ту эмиссию дензнаки в 15 тыс. рублей (с «Крестьянином») и в 25 тыс. рублей (с «Красноармейцем»), по курсу на январь 1924 г. в сумме едва превышали один червонец, а на февраль того же года не дотягивали и до получервонца.
Поэтому на смену «совзнакам» вскоре пришли казначейские билеты невысоких номиналов, «привязанные» к червонцу.
Источник: www.rokf.ru