Новости

Российских олигархов зовут обратно в детство — Им предлагают потратить десятки миллионов долларов на филателию

По информации RBC daily, известная британская компания Stanley Gibbons (SG) – один из ведущих дилеров на мировом рынке почтовых марок (его оценивают в 10 млрд долл. в год) – собирается выйти на российский рынок, с тем чтобы предложить богатым россиянам новый вид инвестиционных вложений. Россияне смогут покупать мини-коллекции редких марок, оцененные SG в диапазоне от 20 тыс. до 500 тыс. долл. По мнению руководства компании, сегодня, когда на рынках ценных бумаг наблюдается неустойчивость, а процентные ставки в странах с развитой экономикой находятся на самом низком уровне за все последние годы, корпоративные и частные инвесторы начинают присматриваться к альтернативным способам вложения капитала. Редкие марки вполне могли бы стать таким альтернативным активом, уверены в Stanley Gibbons. Тем не менее российские эксперты пока относятся к подобной инициативе довольно скептически. По их мнению, такие инвестиционные программы рассчитаны в первую очередь на людей, не слишком разбирающихся в филателии, поскольку профессиональные коллекционеры хорошо знают, что продать за желаемые деньги даже редкие марки – процесс достаточно долгий, поэтому «филателистический» инвестиционный портфель может оказаться неликвидным.

Основанная еще в 1856 г. компания Stanley Gibbons является на сегодняшний день старейшим и одним из наиболее признанных игроков на филателистическом рынке, занимается проведением аукционов, публикацией каталогов и прайс-листов. Объем ее продаж, правда, невелик – порядка 10 млн фунтов стерлингов в год. Компании также принадлежит крупнейший в Европе дилер автографов знаменитостей – фирма Fraser’s Autographs, в распоряжении которой находятся более 60 тыс. коллекционных материалов, в том числе такие раритеты, как автограф Чайковского (стартовая цена 20 тыс. долл.). Последнее десятилетие SG переживала не лучшие времена, поэтому около трех лет назад была разработана стратегия по выводу компании из кризиса. Одним из новых направлений стала работа по формированию «инвестиционных филателистических портфелей». Инвестиционный отдел Stanley Gibbons занимается консультированием и непосредственным формированием инвестиционного портфеля для тех, кто хочет не просто коллекционировать марки, но еще и иметь, как здесь утверждают, гарантированную возможность в будущем их выгодно продать. «Если рассуждать в мировых масштабах, то ежегодный оборот рынка дорогих марок сегодня составляет около 10 млрд долл. в год, общее число коллекционеров по всему миру – более 30 млн, а сам рынок, по прогнозам аналитиков, в ближайшие 15 лет будет продолжать рост. В развитых странах это связано с тем, что растет число тех, кому сегодня за 50, а это как раз те люди, которые более всего склонны вкладывать деньги в коллекционирование и различного рода хобби, особенно каким-то образом связанные с их детством. По прогнозам демографов, в Великобритании к 2020 г. таких людей будет около 48% от общего числа взрослого населения, поэтому есть все основания ожидать дальнейшего роста этого рынка», – сказали RBC daily в Stanley Gibbons.

В компании уверены, что и Россию не обойдет стороной эта тенденция. Будет развиваться экономика, станет расти уровень благосостояния граждан, а значит и их продолжительность жизни. Следовательно, и в России сформируется та самая команда «кому за 50», которая и будет самым активным вкладчиком средств в дорогие марки. «Мы очень заинтересованы в том, чтобы закрепиться на российском рынке и сделать наш бренд узнаваемым, а впоследствии завоевать здесь и лидирующие позиции. Безусловно, мы будем делать акцент, прежде всего, на нашей многолетней репутации и богатом опыте, – сказал RBC daily руководитель инвестиционного отдела компании Stanley Gibbons Эдриан Руз (Adrian Roose). – Хочется отметить, что в нашем списке уже есть клиенты из России. Пока большинство из них занимается обычным коллекционированием для удовольствия. Один из наших русских покупателей за последние 3 года потратил на марки более 250 тыс. долл., объясняя это тем, что те 30 минут, которые он проводит за своим альбомом марок, – его единственная возможность расслабиться и отдохнуть. Но есть и другие клиенты, которых интересуют в большей степени дивиденды, нежели сам процесс коллекционирования. Именно на таких людей и рассчитаны наши инвестиционные программы». В личной беседе один из сотрудников компании признался, что большое значение для SG имели публикации о «шалостях» русских олигархов, которые тратят в Великобритании сотни миллионов фунтов стерлингов. Компания будет предлагать потенциальным клиентам в России приобрести мини-коллекции марок по цене от 20 тыс. до 500 тыс. долл. США, оцененных по каталогу самой Stanley Gibbons. Как утверждают в компании, некоторые редкие марки подорожали за последние пять лет более чем на 70%.

По словам представителей Stanley Gibbons, этой осенью компания обсудила с рядом российских инвестбанков варианты сотрудничества. «Мы готовимся представить в России нашу концепцию «Марки, как объект инвестиций» и склонны ожидать, что она будет успешной. Уверенности нам во многом придают и позитивные оценки независимых аналитиков. Так, по мнению экспертов инвестиционной компании Salomon Brothers, марки, как объект для инвестиций, стоят на 4-м месте по привлекательности по сравнению с другими видами активов, а ежегодный доход от них достигает 10%, – говорит г-н Руз. – Что касается аналитиков компании Merrill Lynch, то они рекомендуют инвесторам направлять не менее 10% своих фондов на альтернативные инвестиции, к которым относятся и марки в том числе. Помимо этого, в 2006 г. в Великобритании будет разрешено включать марки в персональный пенсионный план (personal pension plan), что сразу же окажет очень позитивное влияние на цены. Все это только подтверждает нашу твердую уверенность в том, что сегодня для коллекционеров марок настал очень важный этап, когда они еще имеют возможность пополнить свои коллекции по разумным ценам. В будущем многие будут с ностальгией вспоминать эти времена». Компания уже отпечатала буклеты на русском языке, которые распространяются среди потенциальных инвесторов. Правда, для российских инвестбанкиров подобные инструменты еще явно весьма экзотичны. «Нет, мы не сталкивались с тем, чтобы кто-то пытался предлагать марки, как объект для инвестирования. Нельзя сказать, что есть какое-то предложение марок на рынке», – сказал RBC daily Владимир Вершинин, вице-президент ИГ «АТОН». Более того, даже те из инвестбанкиров, кто понимает, о чем идет речь, выражают определенный скепсис. «Если вы хотите выгодно продать коллекцию через какое-то время, то надо помнить, что каталожная цена и даже рыночные оценки ее стоимости не дают гарантии, что вы заработаете столько, сколько хотите, – цена каждой сделки уникальна и может быть ниже ожиданий», – сказал RBC daily Леонид Игнат, директор управления по связям с общественностью из «Ренессанс Капитала», коллекционер предметов антиквариата.

Здесь необходимо пояснить, как вообще формируются цены на филателистическом рынке. В отличие от золота, валют или ценных бумаг не существует некой «общей», универсальной цены. Отправной точкой служат каталоги ведущих филателистических продавцов. И надо сказать, что каталог Stanley Gibbons, по которому и оценивается стоимость инвестиционного портфеля, – наиболее дорогой из всех. Один пример. В качестве «минимального» инвестиционного портфеля размером 23 100 долл. SG предлагает четыре британских марки, оцененные по своему каталогу. Однако по каталогу американской филателистической фирмы Scott 2004 г. те же самые четыре марки стоят всего 8 тыс. долларов! Кроме того, коллекционеры знают, что реальная стоимость марок, не являющихся исключительными раритетами, у дилеров практически всегда ниже каталожной на 50-70%. В России, например, марки продаются в основном по цене 10-30% от стоимости марок, указанной в западных каталогах. Даже в Лондоне, где находится штаб-квартира Stanley Gibbons, другие дилеры продают марки по цене 30-50% от цены по каталогу этой фирмы. Другими словами, реальная стоимость инвестиционного портфеля фирмы – вопрос довольно спорный. Тем более что компания не дает вам гарантии выкупить марки обратно хотя бы по цене продажи.

Дилеры разделяют мнение, что Stanley Gibbons несколько лукавит в отношении методики определения того, сколько стоит инвестиционный портфель, и сомневаются в его высокой ликвидности. «Те марки, которые предлагают Stanley Gibbons (это преимущественно английские марки), есть в свободной продаже, причем их достаточно много, и они редко являются объектом серьезного коллекционирования. Поэтому мне кажется достаточно сомнительным тот факт, что их цены так уж серьезно растут. Такая тенденция может существовать только в развивающихся странах, например, в России, где раньше был длительный период спада в экономике, – сказал RBC daily Александр Мраморнов, глава компании «Квадра-а», официального представительства германской фирмы Lindner, которая занимается продажей антиквариата. – Стоит отметить, что инвестирование в марки развивается не только в Великобритании, но и в США, однако вкладывать средства подобным образом предлагают, как правило, тем, кто к коллекционированию марок вообще не имеет никакого отношения. С моей точки зрения, главной проблемой подобных активов будет сложность их последующей реализации. Если вы захотите через год вернуть компании марки по тем же ценам, по которым она вам их изначально продала, то у вас вряд ли это получится. Максимум, что вам смогут предложить, – это выставить коллекцию на аукцион, однако в этом случае вы потеряете на комиссионных до 30% стоимости. Поэтому вкладывать средства в марки, не будучи профессиональным коллекционером, на мой взгляд, довольно рискованно».

Елизавета Романова

Источник: www.rbcdaily.ru

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button