Новости

ВАЗ борется с контрафактом

В ближайшее время руководство ОАО «АВТОВАЗ» продолжит реформирование системы сбыта запчастей. Изменения связаны с тем, что, по подсчетам аналитиков Волжского автозавода, на сегодняшний день основная доля продукции на рынке запчастей является контрафактной. Ее доля достигает 75%. С целью изменения неблагоприятной конъюнктуры готовится приказ, который должен структурировать систему продаж запчастей. Он может нанести серьезный удар по деятельности крупных магазинов, торгующих автозапчастями, и деятельности железного рынка «Ставр».

Активное реформирование системы сбыта запчастей началось в 2003 году. Тогда была разработана программа, согласно которой весь сбыт вазовских запчастей с завода был отдан на откуп одной компании. С 1 января 2004 года группа компаний «СОК» в лице компании «Соло» получила право на монопольную реализацию запасных частей для вазовских автомобилей. Ранее менеджеры «СОКа» заняли стратегические места в дирекции по маркетингу и сбыту, практически полностью взяв под контроль продажу машин. Одновременно, 10 июня 2003 года, президент — генеральный директор завода Виталий Вильчик подписал приказ о создании на ВАЗе нового подразделения — дирекции по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию. Дирекция была создана путем объединения двух подразделений — дирекций по оперативно-сбытовой деятельности и техническому обслуживанию автомобилей и обеспечению запасными частями. Руководителем нового департамента был назначен Александр Наметкин. В последнее время Наметкин занимал должность начальника управления внутреннего рынка ВАЗа. Александра Наметкина считают тесно связанным с менеджментом «СОКа». Ранее он занимал пост генерального директора «Самара-Лады», однако после прихода на предприятие бывшего вице-губернатора Самарской области Юрия Логойдо официально был понижен в должности, при этом сохранив все свои прежние функции. Вскоре «Самара-Лада» фактически перешла под контроль «СОКа». На выдаваемых при розничных продажах автомобилей справках-счетах продавцом значился принадлежащий группе автосалон «Пегас». Именно близостью к «СОКу» в свое время объясняли назначение Александра Наметкина на пост начальника управления внутреннего рынка: имея во главе системы распределения квот близкого к группе человека, «СОКу» было проще обеспечить сбыт своих ижевских и сызранских машин. Экспансия «СОКа» совпала со сменой руководства тольяттинской милиции. Ее начальником был назначен Владимир Супрун, ранее возглавлявший в самарском областном ГУВД управление по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Первым заметным шагом г-на Супруна в новом качестве стала операция «Циклон», проведенная на ВАЗе с целью вытеснить преступные группировки, к которой были привлечены оперативники УВД, ФСБ и налоговой полиции. Не было секретом, что одной из главных задач операции в ГУВД считали наведение порядка в сфере продажи вазовских запчастей . Этот бизнес практически полностью контролировался группировкой Шамиля Даниулова (Шамиль). Даниулов, работая с запчастями, ворованными в промышленных объемах, наладил цепочку сбыта этих запчастей через легальные структуры. Сбыт шел через рынки запчастей в ГСК «Пламя» в Автозаводском районе Тольятти и знаменитый «железный рынок» на обводной дороге. Ежемесячный доход ОПГ Шамиля оценивался в 15 — 20 млн рублей. Кроме Шамиля в головном центре запчастей присутствовали интересы многих тольяттинских ОПГ, но никто из них не смог отладить такую, как у Шамиля, разветвленную сеть сбыта. Представители «СОКа» не скрывали, что после завершения милицейской операции намерены заняться выстраиванием новой схемы продаж вазовских запчастей.

Работа «СОЛО» строится следующим образом: компания выкупает у ВАЗа все запчасти (по неофициальным оценкам, на сумму порядка 200 — 300 млн рублей в месяц). Розничные продавцы выкупают необходимые им объемы у «СОЛО». Кроме того, «СОК» берет на себя обеспечение безопасности хранения запасных частей на головном центре запчастей ВАЗа (ГЦЗЧ), решение всех проблем, связанных с безопасностью менеджеров ГЦЗЧ, а также борьбу с подпольными производствами запчастей.

Борьба с контрафактной продукцией также вошла в сферу компетенции «СОЛО». Этой компании были переданы все права по решению проблем, связанных с выпуском контрафактной продукции, вплоть до судебных разбирательств и других действий в рамках законодательства. «Для Волжского автозавода работать с «СОЛО» выгодно, — отмечал Абросимов. — Мы отсекаем завод от недобросовестных контрагентов, зная, что у нас всего один покупатель». При этом «СОЛО» намеревалось перевести всех своих контрагентов на единые отпускные цены по аналогии с автомобилями.

С момента монополизации «Соло» рынка продаж вазовских запчастей прошло 9 месяцев, однако, по информации «P.S.», компания пока не решила тех задач, которые перед ней ставились. По крайней мере доля контрафакта на рынке вазовских запчастей оценивается аналитиками завода в 75%. Поэтому компания, по всей видимости, продолжила лоббистскую работу на ВАЗе, и успешно. В ближайшее время должен появиться приказ, согласно которому из свободной продажи должны исчезнуть все крупные узлы и агрегаты, отвечающие за безопасность движения на дороге. Речь идет о коробке передач, двигателе, трансмиссии и тому подобных компонентов. После вступления в силу приказа их можно будет приобрести и установить только на аттестованных сервисных центрах, то есть у дилеров. По словам начальника управления по обеспечению запасных частей ВАЗа Дмитрия Абросимова, этот шаг делается с целью исключения с рынка «серых дилеров». Новшество должно поспособствовать более качественному гарантийному обслуживанию.

По мнению коммерческого директора ЗАО «Восток Лада» Михаила Кочережко, другой системы продажи узлов и агрегатов, отвечающих за безопасность движения на дороге, быть не должно. По его словам, дилеры, в принципе, готовы работать в соответствии с предлагаемым нововведением. С другой стороны, на сегодняшний день не каждый сервисный центр может предложить свои услуги по разбору и устранению возникших проблем, например, с коробкой передач или двигателем. В связи с этим в ближайшие полгода все дилеры должны «обзавестись» агрегатной площадкой.

Еще одно новшество, которое произойдет в сфере сбыта запчастей, коснется уже регионов. По словам Дмитрия Абросимова, будет создана сеть региональных складов.

Новый приказ по системе продаж запчастей должен облегчить «СОЛО» выстраивание этого рынка – он дает компании мощные механизмы по отсеиванию продавцов. Если компания специализировалась на продаже запчастей, то лишение ее права продавать крупные узлы, по оценкам экспертов, по меньшей мере приведет к существенному – более 50% — снижению ее ассортимента и того же порядка снижению оборота. Таким образом, это позволит «СОЛО» выдавить с рынка многие магазины по продаже запчастей и нанести серьезный удар легальным рынкам, таким как «Ставр». Торговцы запчастями отмечают, что пока приказ только готовится на ВАЗе, говорить о его последствиях пока рано, и вообще с трудом верят в его реальность: «не факт, что это решение действительно будет принято», — считает менеджер самарского магазина «Автокрепеж» Дмитрий Нагорнов. Но если это все же произойдет, на ВАЗе могут добиться обратного эффекта, отмечает Нагорнов, это решение приведет как минимум к росту подделок, считает он, поскольку «сервисные центры будут не в состоянии справиться с имеющимся спросом. Как результат, вместо предполагаемого снижения контрафактной продукции может только увеличиться ее доля».

Источник: Волга.Ру

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button