Новости

После Нового года водка польется в канализацию

Введение с первого октября в столице новых акцизных марок на алкогольную продукцию для ужесточения контроля за ее оборотом и качеством может доставить проблемы не столько подпольным разливочным цехам, сколько добросовестным производителям крепких напитков

Алкогольная продукция должна будет маркироваться новыми региональными специальными марками уже с первого октября этого года. А реализация алкоголя, оклеенного марками старого образца, может быть запрещена столичными властями уже с 1 января 2004 года. Об этом заявил в московской мэрии на пресс-конференции, посвященной реализации государственной политики в области контроля качества и оборота алкогольной продукции, исполняющий обязанности руководителя Департамента потребительского рынка и услуг столицы Ефим Рыбалов. Основная цель введения новых акцизных марок, имеющих значительно больше степеней защиты, — это сведение к минимуму доли некачественной алкогольной продукции на столичном рынке. Однако, по мнению многих специалистов, введение новой маркировки в первую очередь «ударит» не столько по производителям левой продукции, сколько по легальным изготовителям и продавцам горячительных напитков. Убытки заводов и продавцов придется в итоге компенсировать потребителям.

Серьезный контроль за качеством алкогольной продукции осуществляется в стране уже с 1998 года. В результате введенной в те годы системы идентификации качества алкогольной продукции и контроля (сертификация, акцизные марки) заметно возросло легальное производство напитков. «Так, в 1997 году легально производилось порядка 64 декалитров алкогольных напитков, а уже в 1998 году объем производства составил 84 декалитра, — сказал RBC daily президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. — В 1999 году производство алкоголя удвоилось по сравнению с 1997 годом, его объем составил 134 декалитра». Таким образом, в результате вывода из тени значительных объемов водки существенно облегчалась жизнь для «честных производителей». Правда, производители спиртного от введения дополнительных мер защиты своей продукции иногда получали не только плюсы. Так, в 2001 году была введена новая система акцизных складов, при этом процесс перехода к новой системе был недостаточно хорошо организован, в результате чегопострадали в первую очередь легальные производители крепких напитков.

«С июня 2001 года была введена система реализации алкогольной продукции через акцизные склады, на которых должны были проверять качество товара и маркировать его специальными марками, — сказал RBC daily главный бухгалтер ООО «Кристалл Лефортово» Павел Сметанов. – Проблема заключалась в том, что срок реализации маркированной по-старому продукции был только три месяца. Реализовать за столь короткий срок скопившийся товар (до 16 млн декалитров — RBC daily) было просто невозможно. Производители и продавцы понесли немалые убытки». По словам чиновников МНС, предложивших столь стремительный переход на новую систему, основная цель скоропалительности — не дать опомниться фальсификаторам как напитков, так и маркировочных бумажек. Однако, по информации правоохранительных органов, нелегальные марки появились на продаваемых бутылках практически одновременно с подлинниками. Тем не менее новая система контроля все-таки позволила сократить долю фальсификата на столичном рынке. Согласно заявлениям г-на Рыбалова, именно региональная маркировка крепких спиртных напитков через акцизные склады и ужесточение контроля за их оборотом привели к тому, что доля некачественной продукции снизилась с 40% до 6%. Оставшиеся 6% продукции курсируют по Москве с искусно подделанными специальными региональными марками. Свести долю фальсификата до минимума, по замыслу властей города, позволит введение более совершенной системы маркировки.

С июня 2003 года начата работа по приему заявок от организаций на изготовление Московской типографией ГОЗНАКа региональных специальных марок нового образца, имеющих более 20 степеней защиты. Заявки поступили от 33 организаций, учредивших акцизные склады, в том числе от 9 производителей алкогольной продукции и 24 оптовых организаций. Общее количество заказанных марок на июль, август и сентябрь 2003 года составляет более 21 млн штук. До конца года планируется изготовление свыше 100 млн марок. По мнению производителей, необходимость в введении более совершенных марок давно назрела, ведь старый образец мог изготовить любой мало-мальски грамотный полиграфист. Однако новый этап защиты рынка от подделок грозит в который раз обратиться против тех, кто платит за защиту своей продукции (оптовик и производитель платят по 0,5 стоимости марки, цена которой с Нового года возрастет с 1,14 до 1,35 рубля за штуку).

Видимо, забыв о прошлом горьком опыте, когда производители и продавцы не успели реализовать продукцию, маркированную по-старому, власти столицы готовят к подписанию распоряжение Правительства Москвы «О маркировке алкогольной продукции региональными специальными марками нового образца». В соответствии с этим документом с 1 октября 2003 года прекращается маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками старого образца. А реализация остатков алкогольной продукции, промаркированной по-старому, разрешается только до 1 января 2004 года. По мнению как продавцов, так и производителей алкоголя, если этот документ будет принят в нынешнем виде, они понесут реальные финансовые потери. «Если на реализацию водки со старыми спецмарками отведут только три месяца, мы однозначно в тот же день прекратим закупать ее у производителя, — сказал RBC daily менеджер крупного столичного продовольственного магазина. — Зачем нам рисковать своими деньгами, вдруг реализовать эту продукцию до Нового года нам не удастся».

Серьезно обеспокоены необходимостью поспешной реализации алкогольной продукции и дилеры ведущих заводов. «За три месяца просто нереально реализовать произведенную продукцию, уже оклеенную старыми региональными марками, — говорит Павел Сметанов. Производителям и продавцам, как в 2001 году, придется выливать нереализованные напитки в канализацию». Рост издержек может впоследствии сказаться и на цене новой продукции, что будет, конечно же, на руку фальсификаторам. Их продукция станет еще дешевле легальной. Ценовая вилка между легальнойпродукцией и подделками станет еще значительнее в следующем году, когда вырастет не только стоимость усовершенствованной марки, но и ставка акциза. «С 1 января 2003 года ставка акциза была повышена на 15% и составила 45 рублей 60 копеек за литр водки, — говорит Павел Шапкин. — В следующем году ее повысят еще на 18,6%. Это означает, что каждая бутылка водки станет дороже минимум на 7 рублей».

По мнению участников рынка, именно серьезная налоговая нагрузка способствует тому, что многие меры защиты качественной продукции оказываются не столь эффективными, как того от них ждут. «Без маркировки алкогольной продукции обойтись нельзя, — говорит Павел Сметанов, — иначе изготавливать ее и разливать будут где попало. – Но чтобы реально снизить долю фальсификата на рынке, этого недостаточно. Пока существует значительная маржа между ценой легальной и фальсифицированной продукции, подпольщики будут этим вовсю пользоваться. Если налоги останутся столь же высоки, частая смена маркировки скорее будет вредить добросовестным производителям, нежели спасать рынок от подделок. В этом случае полезнее (и дешевле – RBC daily) для всех не менять маркировку, а правоохранительным органам активнее отлавливать производителей нелегальной водки и акцизных марок».

Лада Федорова

Источник: RBC daily

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button