Куда обращаться в случае кражи кредитки и неправомерного списания средств со счета?
В наше время использование пластиковых платежных карточек становится все более популярным.
Однако помимо простоты и удобства в применении такой вид проведения расчетов предполагает и ряд новых вопросов.
Например, кто должен отвечать за использование пластиковой платежной карточки лицом, неправомерно завладевшим ею: номинальный владелец, банк или магазин, принявший ее к оплате?
Ситуация заключается в том, что владелец карточки, обнаружив ее кражу, сообщил об этом в обслуживающий банк, чтобы последний заблокировал счет.
Однако выяснилось, что за промежуток времени, прошедший от момента кражи до момента внесения карточки в стоп-лист, с ее помощью в одном из магазинов была произведена покупка на сумму до тысячи гривен.
Ситуация усложнилась еще и тем, что карточка была кредитной, а поэтому банк подал иск о взыскании задолженности по кредиту и по процентам за пользование кредитом.
Что касается порядка проведения операций с использованием пластиковых карточек, то он нашел свое закрепление в утвержденном Нацбанком Положении о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением.
Указанный Порядок также регулирует общие вопросы использования кредитной платежной схемы (именно такая схема описана в ситуации на форуме).
В частности, в случае несвоевременного возврата долга по кредиту, предоставленному клиенту для проведения операций по платежным карточкам, и уплаты процентов, банк имеет право применить штрафные санкции, которые предусмотрены договором или законодательством.
Также установлено, что в случае утери пластиковой карточки ее держатель обязан немедленно сообщить об этом представителям банка-эмитента.
О точной дате и времени сообщения банк делает соответствующую отметку.
До такого уведомления банк не несет ответственности за использование денежного счета по этой карточке, если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, если с момента пропажи карточки до момента уведомления банка о случившемся со счета будут сняты деньги (совершена покупка с помощью карточки), то банк будет нести ответственность только в случае, если это прямо предусмотрено в договоре.
Не стоит забывать, что, предоставляя кредит, банк имеет право в случае несвоевременного возврата долга обратиться в суд с требованиями о таком возврате.
Причем такое право банку предоставляется не только Гражданским кодексом и вышеуказанным Положением, но и самим договором.
Ответчиком по общему правилу будет лицо, не возвратившее долг (даже если кредитку украли).
Зачастую в договорах прописан момент перехода ответственности за использование денег на счете с клиента на банк (как правило, это момент внесение пластиковой карточки в стоп-лист).
Имея такое положение в договоре, абсолютно бессмысленно обвинять банк в необеспечении сохранности денег до момента блокирования счета.
А вот посудиться с субъектом хозяйствования, принявшим к оплате карточку от незаконного владельца, имеет смысл.
Дело в том, что все тот же порядок предусматривает обязанность лица, принимающего к оплате пластиковую карточку, установить личность держателя карточки.
Самый простой способ – запрос о введении ПИН-кода, известного только собственнику.
Но, не все платежные системы предусматривают необходимость введения ПИН-кода при осуществлении покупок: «Необходимость введения ПИН-кода зависит от правил, установленных платежной системой.
К примеру, если у Вас карточка Visa Instant или Isic-Maestro, то ПИН-код необходимо вводить при каждой операции. А на такие карточки, как Visa Classic, Visa Electron такое правило не распространяется.
Но сам кассир в таких случаях имеет право попросить Вас ввести ПИН-код, чтобы перестраховаться».
Кроме ввода ПИН-кода, еще одним способом идентификации личности держателя карточки является сверка подписей на чеке (квитанции, слипе) и непосредственно на самой карточке.
Если возникли подозрения в тождественности подписей, продавец имеет право затребовать введение кода или другим способом проверить личность клиента (по паспортным данным и т. п.).
Однако, как рассказали изданию «СЕЙЧАС» в одном из отделений ПриватБанка: «Часто сотрудники (кассиры, продавцы) являются очень невнимательными и не проверяют личность покупателя, расплатившегося карточкой.
Хотя они должны сверить подписи на чеках и на карточке, а также, в случае необходимости, попросить ввести ПИН-код или затребовать документ, удостоверяющий личность».
Источник: www.times.liga.net