«Спящая Венера» — в воске и на «аристократической» бумаге
В 1955 году Совет Министров СССР принял решение после десятилетней реставрации передать картины Дрезденской галереи, вывезенные во время войны из Германии, правительству ГДР. В их числе была и работа Джорджоне «Спящая Венера». И тогда Министр финансов СССР Арсений Зверев поручил Гознаку сделать литофанию знаменитой картины. Другими словами: выполнить ее копию в воске. (Литофония – от греч. lithos – камень и phanos – прозрачный, ясный). Исполнение барельефной копии картины в воске – это подготовительный процесс для ручного отлива «аристократических» бумаг с просвечивающимися художественными изображениями. По существу речь идет об особо сложных, прекрасных водяных знаках.
С поставленной задачей блестяще справилась художница Гознака Маргарита Вениаминовна Высоцкая. Созданную ею литофанию с картины Джорджоне признали лучшей работой Гознака за 1955 год, а самого автора наградили денежной премией, учрежденной министром финансов СССР за лучшие художественные работы каждого года. В дальнейшем эта восковая копия была использована на Ленинградской бумажной фабрике для изготовления черпальной формы, с помощью которой осуществляли ручной отлив бумаги с водяным знаком «Спящая Венера».
Высоцкая пришла на Гознак в 1946 году после окончания промышленно-художественного техникума и Московского института прикладного и декоративного искусства. Новой сотруднице предложили освоить профессию художника — литофаниста. В то время на Гознаке не было таких специалистов, и Высоцкая многое осваивала сама, изучая барельефные изображения в воске, которые создавали старые мастера компании еще в XIX и в начале XX работы. В 1957 году Высоцкую перевели из Москвы на Ленинградскую бумажную фабрику Гознака, где она выросла в большого мастера — литофаниста.
Высоцкая – автор восковых копий многих картин, в том числе «Острова Патмос» Ивана Айвазовского, «Богатырей» Виктора Васнецова, портретов писателей и политических деятелей.
Сюжет для литофании «Богатыри» был выбран художницей самостоятельно, это не заказная работа. Если Васнецов считал работу над «Богатырями» своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом», то Высоцкая восприняла работу над литофанией, как свой творческий долг перед родным Гознаком. Это была ее последняя большая авторская работа перед уходом на пенсию в 1970 году. Позднее она еще выполнила ряд работ, связанных с изготовлением бумаги для банкнот.
Справка.
Экспедиция заготовления государственных бумаг еще в XIX веке впервые в мире научилась изготавливать и применять в промышленном производстве водяные знаки в виде портретов и картин. Мастера ЭЗГБ достигли большого мастерства в создании совершенной бумаги с водяными знаками, которые стали основным средством борьбы с подделками. Ранее их применяли только для декоративного украшения писчей бумаги. После того, как водяные знаки появились на купюрах, необходимо было добиться их идентичности. Поначалу, как и при ручном отливе декоративной бумаги, при изготовлении листов для банкнот рисунок водяного знака вышивали медной, а потом и серебряной проволокой, которой и зачерпывали нужный слой бумажной массы. При многократном использовании проволока деформировалась и даже рвалась. Все это вело к несовпадению водяных знаков на купюрах.
На ЭЗГБ впервые вместо проволочного контура стали использовать отштампованные рисунки водяного знака. В результате на бумаге водяные знаки получались красивыми, изящными и точными по рисунку. Бумажники Экспедиции научились с большим искусством воспроизводить произведения русских художников. Александр Сухих, сын Василия Сухих, правнук Еремея Сухих (основателя первой династии Гознака), сконструировал вместе с другими специалистами ряд новых машин. Эти машины использовались для выпуска восковых штемпелей к водяным знакам и для графических целей.
На Всемирной выставке 1872 года в Лондоне изделия ЭЗГБ произвели подлинный фурор: «…Новые произведения, присланные из России, …произвели нечто вроде сенсации в среде писчебумажных фабрикантов, печатников и т.п. Бумага с водяными знаками… в особенности замечательна и захватила английских производителей врасплох. Артистическая красота и техническое совершенство присланных образцов обратят на себя внимание всех компетентных судей…» (английская газета «Стандарт» от 19 августа 1872 года). Это был первый, но не последний опыт участия ЭЗГБ во всемирных выставках.
Сегодня большое собрание литофаний хранится в выставочной экспозиции Санкт-Петербургской бумажной фабрики и в Спецфонде Гознака.
Источник: www.vk.com/gz_official