Испания: кто они, секретные художники Гознака?
Каждый из нас держал их работы в руках, носил их в карманах, портмоне и кошельках. Многие хранят их также в альбомах, коллекциях.
Но никогда мы не знали, кто эти люди, создававшие поистине уникальные художественные произведения.
Из-за специфики этих произведений их авторы не выставлялись на выставках, их не принимали в Союз художников, редко писали в прессе. И только теперь пришло время раскрыть их имена и рассказать о их творчестве.
Конечно, не все еще возможно по известным причинам рассказать — ведь многое забывается, а архивы Гознака по-прежнему хранят свои тайны.
Вот и решила в 2006 году дочь одной из первых советских художниц-граверов Майоровой (Жаворонковой в девичестве) Лидии Федоровны Галина Анатольевна Анисимова вместе с мужем, друзьями, учениками и близкими художников восстановить справедливость, и стали собирать по крупицам материалы для первого стенда на 2-й Международной специализированной выставке «POSTCARDEXPO-2008», который назвали «Художники — ветераны Гознака».
Затем Галина Анатольевна организовала выставку в Московском музее образования под названием «Секретные советские художники», а за ней — в картинной галерее имени С.Н. Горшина в Химках, в музее Центрального телеграфа в Москве, в музейно-выставочном центре «Путевой дворец.
Вскоре появилась возможность показать материалы за рубежом, и в июне 2012 года копийную выставку «Секретные советские художники:они создавали деньги, документы, марки, открытки» увидели жители и гости Дрездена, где она экспонировалась в Немецко-русском институте культуры, а потом в РДНК в Берлине.
С 3 по 15 марта выставка с таким интригующим названием открылась в Российском центре науки и культуры в Мадриде, и посвящена она известному испанскому и российскому государственному деятелю, архитектору и инженеру, основателю Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне «Гознак») Агустину де Бетанкуру.
На этой редкой экспозиции впервые с художественной точки зрения рассматривается так называемая «продукция строгого учета» и старая гознаковская школа оформления ценных бумаг.
Речь идет об уникальных произведениях искусства — денежных знаках, ценных облигациях, лотерейных билетах, документах, почтовых металлографских марках, и гознаковских открытках.
Выставка не имеет аналогов, она собрана из семейных архивов советских художников-гознаковцев и рассказывает о творчестве этих художников.
Как рассказала Г.А. Анисимова, советские граверы Гознака считали эталонами классических гравюр портреты Екатерины II и Петра Великого на деньгах царской эпохи, и эта школа гравюры бережно сохранялась.
Понимая, что после войны стране нужны будут новые денежные знаки, облигации, кредитные бумаги, и нужно готовить кадры с уникальными профессиями, в тяжелом военном 1943 году государство собрало группу школьников и создало Специальное ремесленное училище Гознака, где начали обучать их новым специальностям.
Учились ребята 5 лет и стали основой творческого коллектива художников Московской печатной фабрики Гознака.
Мать Г.А. Анисимовой Л.Ф. Майорова с Т.М. Михеевой (Силовой) пришли в училище после седьмого класса и стали учиться на художников-граверов. Их обучали такие замечательные мастера, как И.И. Дубасов, Н.И. Михеев и другие.
После войны училище преобразовали в техникум и провели второй набор ребят, но после этого уже новые наборы не проводились. Долгие годы, до появления своих учениц, Л.Ф. Майорова и Т.М. Михеева были единственными женщинами художниками-граверами. Они воплощали эскизы, подготовленные их товарищами художниками-графиками, в классические гравюры на металле.
Для денежной реформы 1961 года нужны были новые деньги. Любая денежная купюра — плод коллективного труда, так как процесс производства банкноты состоит из 65 операций.
Так, Лидии Федоровне посчастливилось гравировать портрет Ленина для самой ходовой 10-рублевой купюры и выполнить Спасскую башню на 5-рублевой купюре.
Так как Гознак изготавливал деньги и для других стран -Вьетнама, Камбоджи, Китая, Лаоса, ГДР и т.д., то ей досталось гравировать деньги для ГДР, Афганистана и Болгарии.
Но кроме денег Гознак выпускал почтовые марки, при этом его марки всегда славились глубокой металлографической печатью, дающей высокое качество исполнения.
Всего Лидия Федоровна выполнила гравюры для 86 советских и иностранных марок. Выполнял Гознак и заказ на поздравительные открытки, ставшие подлинными произведениями искусства.
Нынешняя выставка в РЦНК открывается работами художника-графика, одного из самых известных в России каллиграфов Ю.И.Ковердяева, где можно видеть, что способна творить рука художника, прошедшего школу Гознака. Здесь же работы А. Полякова и Б. Есина — учеников Ю.А. Лукьянова.
Затем экспозицию продолжают работы резцовой классической гравюры на ценных бумагах довоенного времени и офортов старого гознаковского мастера Н.И.Михеева и его учеников — Л.Ф. Майоровой и Т.М. Михеевой, а также таких художников, как С. Адрианов, В. Ермаков, Ю. И М. Лукьяновы, И.С. Клычков. Затем завершают тему советской классической гравюры работы уже учеников Майоровой и ее коллеги Т.М. Никитиной, среди которых бывший главный художник журнала «Крокодил» В.Г. Мочалов.
На открытии выставки с приветственным словом выступили руководитель представительства Россотрудничества в Испании Эдуард Соколов, идейный вдохновитель и организатор выставки Галина Анисимова, действительный член Российской академии художеств, известный художник-карикатурист Владимир Мочалов и художник-каллиграф Юрий Ковердяев.
В ходе мероприятия, на которое пришли представители местной общественности, российские соотечественники и учащиеся языковых курсов при РЦНК, всем желающим была предоставлена возможность получить в подарок авторский шарж от Владимира Мочалова или принять участие в мастер-классе Юрия Ковердяева по каллиграфии, увидеть как на листе бумаги чудесным образом рождается каллиграфически выведенные их имя-фамилия и получить сей ценный трофей в подарок.
Источник: www.gazetaslovo.com