Почему исчезли портреты с национальной валюты Казахстана?
Свою точку зрения высказал Тимур Сулейменов, один из первых разработчиков тенге.
Тимур Сулейменов возглавлял коллектив разработчиков первой серии национальной валюты в рамках государственной программы «тенге-тиын».
«Я был во главе этого коллектива, собирал специалистов», – рассказывает Тимур Сулейменов. «В эту группу входили Виктор Ивженко, Айрат Исмамбетов, Мендыбай Алин, Досбол Касымов, Агимcалы Дюзельханов, который и рисовал эти портреты. Мы разрабатывали дизайн номиналов от 1 до 100 тенге».
Дизайн первых купюр – уже история. Посмотреть на первые тенге возможно только в музеях, поскольку все банкноты от 1 до 100 тенге были переведены в монеты.
«Конечно, жаль, что наша первая серия, с портретами великих наших предков стала ненужной и теперь перешла в тиыны. Мы приложили много усилий, чтобы эта серия вышла. Абай исчез и Абулхаир…
Я бы назвал это бессистемной политикой Нацбанка, с волной новых председателей правления… Началось с Джандосова, и продолжил эту политику уже Марченко…»
По мнению Сулейменова, портреты великих предков служили национальной и государственной идентификацией.
«Мы тщательно выбирали образы великих предков. Я помню, была даже идея, чтобы на всех купюрах был портрет Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Сам же президент эту идею резко отклонил.
И утвердил эту галерею портретов – Аль-Фараби, Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов, Сагырбайулы Курмангазы, Аблай хан, Абулхаир-хан, Суйынбай Аронулы… Но и кто должен войти в нашу галерею портретов — над этим мы долго думали, обсуждали и спорили».
Каждый портрет был проиллюстрирован орнаментальными поясами, пейзажами, архитектурными сооружениями, которые символизировали Казахстан, рассказывает дизайнер. Была определенная системность и цветовая раскладка, с помощью которой можно легко определить номинал купюры: 1, 20, 100 тенге, отмечает Сулейменов.
«Я думаю, дело в дороговизне печатания купюр первой серии. Они выполнялись с помощью особенной техники, ручной гравировки этих портретов.
Они выполнялись на меди, потом уже переводились в печать. Все эти портреты были тщательно сделаны. В них были заложены все степени защиты от подделок.
Даже в самой бумаге, которую грубо говоря, куют, были заложены все элементы защиты: скрытая печать, металлические составляющие внутри.
К тому же, эти банкноты с портретами высоко оценили люди с ограниченными возможностями – слепые. Сейчас все эти элементы защиты закладываются с помощью компьютерной графики», — говорит Сулейменов.
Когда наступила инфляция, тенге номиналом от 1 до 100 превратились в монеты. И единственный портрет, который не сошел с лица тенге – это профиль аль-Фараби.
«После 96-98 годов, которыми мы называем лихими, стали выпускать одни «фарабишки»… Но и его портрет уже постепенно исчезает», — отметил дизайнер.
Тимур Сулейменов уверен в том, что портреты создавали некую единую концепцию. «Нынешние банкноты излишни иллюстративные, декоративные… К чему эти дизайнерские изыски? Хотя я слышал, эти банкноты получают награды. Но нельзя рассматривать дизайн банкноты в отдельности.
Иностранные банкноты просматривая, можно проследить единый стилистический ряд. Тому примером может служить тот же американский доллар. Его новый дизайн не меняется, а лишь дополняется новыми степенями защиты, секретности. Посмотрите на новую 100-долларовую купюру, портрет Линкольна так же остался, добавились лишь степени защиты».
Источник: www.kapital.kz