В Петербурге открылась выставка «Музыка денег»
Художественные достоинства не оценишь денежными знаками, но можно денежные знаки ценить по художественным достоинствам. Выставка под названием «Музыка денег» открылась в Петербурге, в Шереметевском дворце, филиале Музея театрального и музыкального искусства.
Представлены монеты и купюры, 85-ти стран мира, это экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии, Кунсткамеры, Монетного двора, на каждом изображён музыкальный инструмент. Добрая шутка просится на язык – финансы поют романсы.
Настроить экспозицию на нужный лад перед открытием взялся ее куратор Владимир Кошелев. Нумизмат и музыкант, играть на этой никель-арфе он научился благодаря деньгам – в буквальном смысле. И недорого – всего за 50 шведских крон.
«Здесь все написано: какой диапазон, какой клавишей берется какая нота», – поясняет Владимир Кошелев.
Так здесь на каждой купюре или монете. Некоторые и сами как музыкальный инструмент. В Сомали сейчас в ходу миниатюрные электрогитары – номиналом в 1 доллар, они были выпущены к 50-летию рок-н-ролла.
А в Китае еще за тысячу лет до нашей эры расплачивались частями ударного инструмента бяньцин – так появилась новая монета – самая древняя на этой выставке.
«Цин – вот она здесь, из бронзы литая пластинка, – показывает Владимир Кошелев. – Эти пластины развешивались и на них играли палочками. Каким-то образом она отсоединилась и превратилась в монету. Это как раз тот момент, когда музыка и деньги пересекаются буквально».
Чеканить музыкальные инструменты на монетах начали в Древней Греции. Лиры, арфы и кифары считались там атрибутом богов, получается – деньги с их изображением придавали значимости богатым людям, а потом – стали приносить радость и беднякам.
Как немецкие нотгельды – деньги «чрезвычайных обстоятельств». Их с веселыми картинками печатали во времена великой депрессии.
Уникальную выставку открыли в новых залах Шереметевского дворца. Там, где еще недавно было просто музейное хранилище щипковых и ударных – теперь почти что депозитарий, как в банке.
Боны и монеты из 85-ти стран – причем, если объединить все музыкальные инструменты, которые изображены на этих тенгэ, франках, крузейро — получится целый оркестр, звучание которого – вот уж действительно – дорогого стоит.
«Это удивительное ощущение энергетики экспоната, – говорит директор музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица. – Особенно деньги – через сколько рук прошли эти банкноты, они уже не имеют номинала – они бесценны, как говорят».
Эта «Музыка денег» не сможет передать, пожалуй, только самые простые и привычные звуки – шороха купюр и звона монет. Все под стеклом. Зато спектакли, которые будут сопровождать выставку – за счет раритетных финансов неожиданно тоже приобрели новое звучание.
Источник: www.tvkultura.ru