«Народная экономика»: российскому «Гознаку» исполняется 195 лет!
195 лет назад, 4 сентября 1818 года, в Санкт-Петербурге императорским указом была учреждена экспедиция заготовления государственных бумаг — наш ответ Наполеону, наводнившему Россию во время войны 1812 года поддельными российскими ассигнациями.
Вместе с решением заменить деньги пришло и решение о принципиально новом производстве, обеспечивающем надежную защиту купюр. Сегодня мы знаем его как «Гознак».
Кажется, что здесь с ними не церемонятся. Привычными движениями рабочие штабелями укладывают миллионы рублей.
Если точнее, в каждой такой пачке — по 17 миллионов 500 тысяч. На «Гознаке» одно из главных требований к сотрудникам — забыть, что перед ними проносятся состояния. Это всего лишь сырьё, продукция, как говорится, ничего личного.
За последние 10 лет попытка покинуть территорию с заветными листочками была лишь одна, и та провалилась. Как-никак делать деньги тут начали 195 лет назад, опыт накоплен богатый.
«Это первая банкнота, отпечатанная экспедицией изготовления государственных бумаг в 1818 году, по сути дела, это первое полностью российское производство банкнот, соответствующих мировому уровню», — отмечает генеральный директор ФГУП «Гознак» Аркадий Трачук.
Тогда рубли защищал только водяной знак. Сегодня в каждой купюре — радужные цвета, защитные полосы, перфорация — чистый лист превращается в готовую банкноту за три недели.
Качество после каждого этапа печати, а всего их пять, проверяют как машины, так и люди. Причем работают профессионалы на глаз.
«Справедливо сравнивать российские рубли с наиболее защищёнными в мире банкнотами, со швейцарскими франками, которые всё-таки чуть более сложны, чем рубли, но это банкноты одного уровня», — говорит Аркадий Трачук.
Производство банкноты начинается с эскиза. Кропотливая работа, мельчайшие линии, потом появляется гравюра, она превращается в так называемую матрицу — металлическую табличку, для каждой банкноты, таких, кстати, единицы, из которой в дальнейшем делается множество печатных форм.
Для некоторых советских купюр просили даже знаменитого Шадра ваять скульптуры, только чтобы сфотографировать и перенести их изображение на деньги.
И при всем при этом производство банкнот дешевле номинала. В среднем, тысяча купюр стоит сейчас тысячу рублей. Но срок службы у бумажных денег небольшой – 1,5-2 года, у монет — 25-30 лет.
А отслуживших свое, что называется, приказано уничтожить. Специальная машина разрезает на кусочки 300 килограммов мелочи в час. И все это вновь превращается в деньги — металл идет на переплавку.
«В данный момент мы уничтожаем монету номиналом одна копейка, мешок весит 6 килограммов, монет — 4000. Отношении к деньгам, когда мы их уничтожаем, — рабочее. Это — ни ценности для нас, это работа, тяжелая работа, не женская», — отмечает старший контроллер Межрегионального хранилища ЦБ РФ Надежда Лукиных.
С бумажными деньгами все и проще, и сложнее. Их измельчают до состояния конфетти, прессуют в аккуратные брикеты. А вот дальше часто просто выбрасывают. Нет пока в России традиций перерабатывать бывшие миллиарды. Но вот идеи как это делать — есть.
«Загружаются деньги, заливаются химические реагенты, подводится к этому аппарату тепло. И в течение определённого времени при повышенной температуре деньги просто напросто варятся», — рассказывает доцент кафедры химии древесины государственной лесотехнической академии Максим Агеев.
В лаборатории своей академии доцент Агеев вываривает краску и другую химию из купюр и получает опять чистую бумагу — ей применение найти несложно. К тому же из банкнот выходит отличный обойный клей, вещества для текстильных, парфюмерных производств и топливо. Но денег начать бизнес на деньгах у ученого нет.
Несмотря на растущее число безналичных расчетов, специалисты не сомневаются — у реальных купюр еще большое будущее. Другое дело, какими они будут. На «Гознаке» полным ходом идут разработки по вживлению в рубли микрочипов.
Источник: www.1tv.ru