Журнал «Водяной знак» выпуск № 6 (98) декабрь 2012

«Наполеоновки»: знаменитые фальшивки Отечественной войны

Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото». Это – Лев Толстой, «Война и мир». Как выглядели настоящие и поддельные российские ассигнации периода Отечественной войны, можно было увидеть на выставке «1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея», проходившей в Строгановском дворце Санкт-Петербурга c июля по ноябрь 2012 года. В чем их различия и насколько серьезно подделки подорвали стабильность финансовой системы страны, рассказывает журналу «Водяной знак» Ирина Вениаминовна Воронцова, научный сотрудник сектора нумизматики Государственного Русского музея.

– Ко всему, что касается истории подделок денежных единиц, необходимо подходить крайне осторожно, доверяя только фактам и отделяя истину от легенд. Достоверно известно, что выпускать фальшивые российские ассигнации Наполеон приказал еще задолго до того, как его войска перешли Неман. Причем не были обойдены вниманием Бонапарта также фунты стерлингов, билеты Венского банка и прусская валюта. Выражаясь современным языком, печатание и распространение поддельных денег на территории противника – одна из составляющих экономической интервенции, которую французский император не отделял от военной.

Фальшивые российские ассигнации выпускали в Париже, Варшаве, Вильно; их активно печатали даже после того, как Наполеон занял Москву. Имеются сведения об их печатании на Преображенском кладбище. Затем ими наводняли занятые области: расплачивались с местным населением за постой, продовольствие или фураж. Сохранились свидетельства, согласно которым Наполеон не брезговал даже выплачивать фальшивками жалованье своим солдатам.

На выставке «1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея» были представлены как подлинные российские ассигнации, так и их подделки – для сравнения. Конечно, есть наглядные признаки, по которым даже неспециалист без труда отличит фальшивку от оригинала. Самые очевидные из них – элементарные орфографические ошибки в написании слов на некоторых купюрах: «госуларственной ассигнацiи» вместо «государственной ассигнацiи», «холячею монетою» вместо «ходячею монетою», в подписях сотрудников банка – «Спиридот» вместо «Спиридонъ», «Павив», а не «Павелъ». Объяснялись они небрежностью фальшивомонетчиков и плохим знанием ими русского языка.

Есть и другие признаки, по которым можно отличить фальшивую ассигнацию от настоящей. Но для этого необходимо обладать некоторыми специальными знаниями. Так, полиграфический уровень подделок был заметно выше: они печатались на более плотной и лучшего качества бумаге, к тому же иногда имевшей голубоватый оттенок. Подписи сотрудников банка на оригинальных ассигнациях были подлинными, сделанными чернилами от руки, тогда как на фальшивках подписи – гравированные, выполненные типографским способом с помощью готовых факсимиле.

Подделки также отличают глубокое рельефное тиснение и четкий оттиск изображений в верхней части ассигнаций, более заметный водяной знак и ровное расположение букв в словах.

Исследователи предполагают, что в среднем в России было распространено «наполеоновок» на сумму 25 млн рублей. Они постепенно изымались из обращения, обменивались на новые купюры и уничтожались.

Однозначно ответить на вопрос, серьезно ли фальшивые наполеоновские ассигнации подорвали стабильность финансовой системы Российской империи, нельзя. Дело в том, что еще до начала войны реальный курс ассигнационного рубля был крайне низким и составлял 25 копеек серебром (к окончанию войны – 20 копеек), а значит, еще до вторжения Наполеона ассигнации не пользовались доверием со стороны населения. Тем не менее массовый выпуск поддельных российских бумажных денег стал одной из причин денежной реформы министра финансов Д. Гурьева, приведшей к выпуску ассигнаций нового образца.

Олег ХИТАЛЬСКИЙ

 

`
Back to top button