Журнал «Водяной знак» выпуск № 3 (95) июнь 2012

ВОДЯНЫЕ ЗНАКИ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

Экспонаты из Спецфонда Гознака представлены на выставке «Основы графики», которая открылась 30 мая в Государственной Третьяковской галерее. Мастерство художников, создававших водяные знаки, поражает даже специалистов. Уникальность этой выставки еще и в том, что все экспонаты из спецфонда стали впервые доступны для широкой публики.

Выставка завершает цикл «Материалы и техники русской графики». На ней представлен широкий спектр графических основ: пергамент, кость, картон, различные виды ткани, стекло, дерево и, конечно, бумага. В экспозицию вошло около 150 произведений русских художников XVIII – начала XX века.

Белоснежная бумага, которой мы пользуемся сегодня, появилась только в XVIII веке. До этого художникам приходилось использовать бумагу самых разных оттенков. Это было связано с самим процессом производства. Бумагу варили из тряпья. Впрочем, невысокое качество и цвет бумаги художники часто обращали в художественный прием. А вот бумага с водяными знаками ценилась очень дорого. Художник Михаил Ларионов покупал ее за границей.

Специально для выставки ФГУП «Гознак» предоставил уникальные образцы бумаги с редкими водяными знаками из Спецфонда.

Как отметил на открытии выставки генеральный директор ФГУП «Гознак» Аркадий Трачук, мастера Экспедиции заготовления государственных бумаг (так назывался Го-знак до 1919 года) еще в начале XIX века достигли большого искусства в создании совершенной бумаги с водяными знаками, которые стали основным средством борьбы с подделками. Ранее их применяли только для декоративного украшения писчей бумаги.

Уже в мае 1824 года Министерство финансов России переслало управляющему Экспедицией запрос шведского министра «касательно состава и выделки ассигнационной бумаги, ввиду того что шведский уполномоченный банка обратил внимание на многочисленные и заметные преимущества бумаги в России».

Далее запрашивалось подробное описание, из каких материалов и как делается означенная бумага, если состав ее не подлежит совершенной тайне или есть секрет только для публики». Разумеется, секрет производства бумаги шведам не сообщили.

Созданные мастерами Экспедиции бумаги ручного отлива с удивительными по сложности и художественному исполнению водяными знаками завоевывали дипломы и призы международных выставок в Лондоне, Берлине, Париже.

На Всемирной выставке 1872 года в Лондоне бумага ЭЗГБ произвела подлинный фурор. Газеты писали: «Бумага с водяными знаками… в особенности замечательна и захватила английских производителей врасплох». При этом отмечались артистическая красота и техническое совершенство бумаг. «В справедливости этих оценок можно убедиться и сегодня», – подчеркнул Аркадий Трачук.

Образцы этой бумаги представлены на выставке.

Бумажники ЭЗГБ научились с большим искусством воспроизводить произведения русских художников. К счастью, история сохранила некоторые имена авторов этих произведений искусства. В том числе – это Александр Сухих, представитель знаменитой го-знаковской династии, потомок первого красильного мастера Экспедиции заготовления государственных бумаг Еремея Сухих.

Вместе с другими мастерами он сконструировал машины для выпуска восковых штемпелей к водяным знакам. За исполнение литофании с картин Айвазовского «Девятый вал» и «Гурзуф» Александр Сухих получил особую награду.

Сегодня традиции художников и мастеров-бумажников Экспедиции сохранены и приумножены. В 50-х годах прошлого века на Гознаке была возрождена профессия художника и литофаниста. Маргарита Высоцкая – автор многочисленных высокохудожественных литофаний – картин на воске для ручного отлива бумаги, в том числе – уникальной литофании «Спящая Венера» Джорджоне. К сожалению, эта работа не вошла в экспозицию выставки.

Постоянно совершенствуются водяные знаки на российских банкнотах и документах. Они по-прежнему – важнейший и хорошо распознаваемый защитный признак. «Возможности создания сложных и прекрасных водяных знаков специалисты Гознака демонстрируют на рекламных банкнотах. В своей работе они постоянно обращаются к уникальным бумагам, литофаниям, образцам инструментов, которые хранятся в Спецфонде Гознака», – рассказал Аркадий Трачук.

Заведующая Спецфондом Гознака Наталья Курятникова отметила, что представленная в Третьяковской галерее экспозиция включает в себя далеко не все шедевры из запасников Спецфонда Гознака. Художественный уровень старинных бумаг с водяными знаками таков, что даже гостям на открытии выставки, которые имеют непосредственное отношение к искусству, приходилось объяснять, что это не шедевр, изображенный художником на бумаге, а только лишь бумага с водяным знаком.

Сегодня Гознак поставляет защищенную бумагу с водяным знаком во многие страны мира –

технологии ее производства давно усложнились, а мастерство и секреты сохранились, как и в те далекие времена, когда шведский министр хотел узнать секреты русской бумаги.

Среди экспонатов, представленных на выставке в Третьяковской галерее, – уникальные образцы бумаги с водяными знаками и предметы, необходимые для производства такой бумаги, – черпальные формы и литофании. В экспозицию вошли в том числе – бумага с водяными знаками для кредитного билета с локальным водяным знаком «Петр I» 1912 года, бумага с водяным знаком «Орел» для почтовых конвертов 1860 года.

Все представленные для выставки образцы уникальны и представляют большую культурно-художественную и историческую ценность. Широкой публике они демонстрируются впервые после более чем векового перерыва.

Выставка работает до 7 октября 2012 года.

Елена Киселева

 

`
Back to top button