Журнал «Водяной знак» выпуск № 5 (91) октябрь 2011

МАЛЕНЬКАЯ МАРКА БОЛЬШОЙ ЗАЩИТЫ ТРЕБУЕТ

Ассортимент выпускаемых «Гознаком» федеральных специальных марок для алкогольной продукции пополнился еще четырьмя экземплярами. Новые марки отличаются, прежде всего, размером. Об особенностях новых марок и их защитном комплексе «Водяному знаку» рассказали в Управлении по созданию и модернизации изделий ФГУП «Гознак».

В соответствии с размером тары

Новые федеральные специальные марки четырех видов (на водку до 0,1 л и до 0,25 л и на крепкие алкогольные напитки до 0,1 л и до 0,25 л) отличаются, прежде всего, существенно меньшей площадью: марки старого образца имеют размеры 90 на 26 мм, а новые – 63 на 21 мм. Эти новые марки предназначены для маленьких литражей – сувенирных выпусков и бутылок, называемых «чекушками».

Раньше для таких бутылок предназначалась марка стандартного размера, на которой обозначались границы крепости напитка и объемов. Из-за большой площади марку было довольно неудобно клеить на миниатюрные емкости, и было принято решение выпустить соответствующие таре марки.

Медное напыление вместо алюминиевого

Защитный комплекс новых марок несколько отличается от защитного комплекса больших марок. Изменение формата марки повлекло за собой изменения в дизайне и, конечно, в защитном комплексе. Так, на маленькой марке отсутствует защитная нить.

Для того чтобы компенсировать отсутствие такого важного защитного элемента, как нить, усилена голограмма. На больших марках, которые продолжают выпускаться, присутствует голограмма с алюминиевым напылением, а на новых, маленьких, – с медным.

Медное напыление голограммы является более защищенным. Подделывать голограмму на алюминиевой основе проще, чем на медной.

Моргающий эффект

Цветопеременная краска (OVI), которая используется на прежних марках, на новых была заменена на элемент, выполненный трафаретной краской со специальными оптическими признаками – цветной вспышкой под воздействием ИК-излучения с последующим изменением цвета вспышки с оранжевого на зеленый. В марках размером 90 на 26 мм люминесцирующий элемент нес в себе только люминесценцию в УФ-излучении, а теперь еще и селективное поглощение в ИК-диапазоне.

Если говорить проще, то заказчик получил в составе защитного комплекса моргающий элемент, наблюдаемый в специальном ИК-визуализаторе. Для идентификации этих признаков подлинности «Гознак» предлагает как приборы, давно существующие на рынке, так и те, что разработаны недавно. В связи с изменением размера марки на ней уменьшено окно, в которое наносит информацию производитель алкоголя.

Остальное – без изменений

Остальные защитные признаки остались без изменений: графическая защита, микротекст с переходом из контурного в директный, волокна и химическая защита бумаги. Также сохранена печать двумя красками на обратной стороне бумаги. Бесцветной краской напечатаны слова «Алкогольная продукция», которые люминесцируют зеленым цветом под воздействием УФ-излучения. Коричневым цветом напечатана розетка с аббревиатурой РФ.

Также на лицевой стороне марки осталось слово «Россия», напечатанное бесцветной краской: его можно увидеть в косых лучах дневного света и при наблюдении под воздействием УФ-излучения.

В полном объеме сохранена машиночитаемая защита – машиночитаемый признак М2 в виде зеленой плашки для проверки специальными детекторами.

В целом защитный комплекс новой миниатюрной марки остался равноценным тому, которым защищена большая марка, однако концепция его построения изменилась.

Богдан Виноградов

 

`
Back to top button