МЫ ЧЕСТНЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЫНКУ
После окончания XXI конференции Holo-pack Holo-print® ее организатор, глава компании Reconnaissance International Ян Ланкастер (Ian Lancaster) дал журналу «Водяной знак» эксклюзивное интервью, в котором подвел итоги конференции.
— Чем XXI Holo-pack Holo-print® отличается от предыдущих?
— Наша конференция расширяется. Двадцать один год назад мы организовали первую конференцию, и доклады на ней были посвящены в основном голографической печати и рынку голографической упаковочной бумаги. Теперь мы говорим об оптической, дисплейной, изобразительной голографии. Я не уверен, что мы ведем за собой индустрию, но, по крайней мере, мы четко следуем за ней.
— Докладов по 3D-голографии и дисплейной голографии стало намного больше. Ставилась ли изначально цель расширить тематику конференции?
— Дисплейная голография — это лишь часть голографического бизнеса, но быстро развивающаяся часть. Сейчас много нового происходит в сфере 3D-голографии, в липмановской голографии, в защитной голографии. Голограммы используются в банкнотном бизнесе, для рекламы, для упаковки и так далее. Это все сферы развития голографии, которые мы обсуждаем на конференции.
— Вам не жаль того, что докладов по защитной голографии из‑за этого стало меньше?
— Программа конференции была построена так, что первая сессия была целиком посвящена защитной голографии, — мы слушали доклады о том, как голограммы используются на документах, на банкнотах, на номерных знаках автомобилей. Но защищенная голография — лишь часть голографического рынка, хотя по стоимости и самая дорогая. Голограмма величиной в несколько сантиметров может стоить намного дороже, чем большая по размеру изобразительная голограмма. В программе конференции мы учли, что многие сферы голографии активно развиваются, там появляется немало инновационных идей. Мы стараемся вести себя честно по отношению к рынку и отражать то, что на нем происходит в данный момент.
— Какие новинки, представленные на Holo-pack Holo-print®, вам больше всего запомнились?
— Было очень много интересных докладов — об идентификации, о защите, о дисплейной голографии, о новых материалах. Сложно выделить что‑нибудь одно. То, что научная программа была очень насыщенной, отмечали и делегаты конференции.
— Во время докладов часто звучала мысль о том, что голография развивается все быстрее и быстрее. Какой, на ваш взгляд, она будет в ближайшие 5–10 лет?
— Все будет происходить очень быстро, но очень просто. Многое останется на своих местах — защитная голограмма, сфера упаковки и другие отрасли голографии. Возможно, новый скачок в развитии голографии будет связан с применением фотополимеров. Тогда защитная голография сможет выйти на новый уровень.
— На конференции было мало докладов о подделках. Это принципиальная позиция — не говорить о плохом? Или просто докладчики перестали обращаться к этой теме?
— В этом зале сидят специалисты. Они знают, как идентифицировать подлинную голограмму, поэтому уделять много времени этому вопросу докладчики и не хотят. Хотя последний доклад конференции был посвящен именно идентификации поддельных голографических элементов. Мы не планировали уделять меньше внимания вопросам подделки, просто главное — знать, как выглядят подлинные голограммы, и уметь их распознавать.
— Конференция проходит в Малайзии, но в зале азиатов, наверное, меньше, чем европейцев. Это вас не удивляет?
— Holo-pack Holo-print® — международная конференция. На нее приезжают участники со всего мира. На этой конференции было более 20 делегатов из Китая, много американцев, специалисты из Канады, Японии и других стран. Что касается малайзийцев и индонезийцев, то голографический рынок в этих странах не так велик и здесь мало компаний-производителей.
— Вы задали делегатам вопрос о том, с чем они связывают будущее голографии — с опасностями или с возможностями? Зал проголосовал за возможности. В чем, на ваш взгляд, заключаются эти возможности?
— В новых формах активности, в развитии рынка. Конечно, опасности на этом рынке тоже есть, но они неразрывно связаны с возможностями.
Анастасия КАРЕВА