ОЛИМПИЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ЗАЩИТЯТ ЯРЛЫКАМИ
В конце января 2010 года Оргкомитет «Сочи-2014» представил лицензионную программу XXII Олимпийских зимних игр и XI Паролимпийских игр 2014 года в Сочи. Программа включает в себя сразу несколько масштабных блоков: проведение конкурсов на право обладания лицензией, защиту лицензируемой продукции, запуск филателистической и нумизматических программ. Первые лицензионные товары с символикой «Сочи-2014» поступят в продажу в России уже к концу 2010 года. В планах Оргкомитета — открытие олимпийских гипермаркетов в Москве и Сочи и выпуск рекордного — около 5000 — количества наименований лицензионной продукции «Сочи-2014» на российском и международном рынках.
Прямо на пресс-конференции президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко и генеральный директор ФГУП «Гознак» Аркадий Трачук подписали двусторонний лицензионный договор. В числе основных обязательств, предусмотренных договором, — создание и внедрение системы защиты продукции, производство знаков защиты, взаимодействие с лицензиатами, консалтинг.
Лично поддержать Олимпиаду
Как отметил генеральный директор ФГУП «Гознак» Аркадий Трачук, решения, которые сегодня «Гознак» предлагает для защиты лицензионной продукции с символикой зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, — это комплекс визуальных и скрытых полиграфических и электронных способов защиты такого рода продукции от попыток ее подделать.
«Этот защитный комплекс основан на самых современных разработках, применяемых в мире для защиты бренда и для контроля подакцизных товаров, — отметил Аркадий Трачук. — Он позволяет в режиме реального времени осуществлять контроль и на этапе производства изделий с олимпийской символикой, и в процессе их обращения. Разрабатывая предложенные нами решения, мы опирались на опыт предыдущих Олимпиад, а также на опыт компаний — мировых лидеров в области защитных технологий».
Говоря о приоритетных задачах в рамках реализации лицензионной программы «Сочи-2014», Дмитрий Чернышенко отметил: «Мечта каждого российского болельщика — лично поддержать сборную на олимпийских состязаниях в Сочи или как минимум стать обладателем сувениров будущих Игр. Среди приоритетов Оргкомитета — предоставить для этого самые широкие возможности. Уже в 2010 году продукция с олимпийской символикой, защищенная специальной маркой «Гознака», поступит в продажу во всех регионах России. Чуть позже купить ее можно будет и за пределами страны. И это — важный шаг не только в подготовке к будущим Играм, но и в их популяризации».
Этим же задачам соответствует и подписанное соглашение о намерениях с Федеральным агентством связи (Россвязь). Начиная с первых Игр современности в 1896 году почтовые марки, выпускаемые страной — хозяйкой Игр, стали одним из их неотъемлемых атрибутов. Оргкомитет «Сочи-2014» и Россвязь, продолжая эту традицию, выпустят первую серию олимпийских марок уже в 2011 году.
Впервые в России
Говоря о подробностях проекта, Аркадий Трачук подчеркнул, что столь высокотехнологичная интегрированная система защиты брендов создается в России впервые:
— Это означает, что с момента заключения договора Оргкомитета «Сочи-2014» с компанией — производителем какой‑либо продукции каждая единица такой продукции должна быть учтена. Система позволяет контролировать ее обращение от момента выпуска, момента поступления в торговую сеть до момента продаж. Контролирующая организация будет в состоянии легко определить подлинность соответствующих идентификационных знаков. А потребитель будет уверен в том, что, покупая товары с идентификационными ярлыками с олимпийской символикой, во‑первых, он приобретает подлинную продукцию, а во‑вторых, доходы от этой продукции частично попадают в бюджет Олимпийских игр. Тем самым потребитель поддерживает олимпийское движение в Российской Федерации и конкретно — подготовку Игр-2014.
По словам Аркадия Трачука, фактически это — первая система подобного уровня, создаваемая в Российской Федерации. Такой интегрированной системы защиты брендов в России не существовало. И тем более не существовало подобных систем для защиты в спортивном сегменте при проведении крупных спортивных мероприятий. Основная суть выстраиваемой системы — в интегральном решении. «Происходит инновационное объединение целого ряда отдельных элементов, которые хорошо известны: полиграфической защиты, баз данных, возможности дистанционного контроля, онлайн-контроля посредством смс-сообщений, — объясняет Аркадий Трачук. — В итоге мы получаем первую в России систему «track-and-trace». Эта инновационная для России система для защиты бренда позволяет контролировать обращение товара в стадиях от момента производства до момента продажи».
Наиболее важным аспектом реализации этого проекта является возможность дальнейшего использования системы — например, для организации каких‑то других крупных спортивных мероприятий, в интересах спортивных федераций по защите символики, для защиты всевозможных брендов.
Запуск намечен на апрель
Одной из составляющих частей системы являются специальные защищенные идентификационные знаки — защитные ярлыки. В зависимости от качественных характеристик лицензионных товаров будут применяться ярлыки двух видов:
• специальная защитная марка на самоклеящейся основе, изготовленная с помощью специальных видов печати и содержащая уникальный идентификационный номер, голографическое изображение с деметаллизированными элементами, скрытое изображение, микротекст;
• специальная голограмма на самоклеящейся основе, содержащая уникальный идентификационный номер, сложные визуальные, а также кинетические эффекты, скрытые микроизображения.
Помимо ряда визуальных защитных признаков, защитные ярлыки позволяют проводить контроль подлинности с использованием специальных приборов, разработанных ФГУП «Гознак» и имеющихся в наличии в ряде контролирующих органов Российской Федерации.
Технологические особенности защитных ярлыков позволяют наносить их на любую упаковку либо на товарные ярлыки.
Защитные ярлыки имеют не только визуальные защитные признаки, но и уникальный идентификационный номер, с помощью которого через электронную информационную систему можно отслеживать движение товара, содержащего символику «Сочи-2014», вплоть до момента реализации.
После запуска программы лицензионной защиты планируется провести информационную кампанию с целью разъяснения требований, предъявляемых к защитным ярлыкам, а также способов их контроля.
Специальные ярлыки будут реализовываться лицензиатам Оргкомитета «Сочи-2014» после подписания соответствующих лицензионных договоров и получения разрешения от лицензиата на их продажу.
Стоимость защитных ярлыков определяется затратами на их изготовление, лицензионными отчислениями ФГУП «Гознак» в адрес лицензиата и минимальной ценой, установленной Оргкомитетом «Сочи-2014» в подписанном лицензионном договоре (конфиденциальная информация, раскрытие которой возможно по согласованию с Оргкомитетом «Сочи-2014»). Окончательная цена будет определяться на основании подписываемых договоров между ФГУП «Гознак» и лицензиатами Оргкомитета «Сочи-2014» в зависимости от объема заказываемых ярлыков и способов доставки.
Запуск системы защиты лицензионной продукции намечен на апрель 2010 года, а работа всей системы продлится до 2016 года.
Елена КИСЕЛЕВА