Журнал «Водяной знак» выпуск № 11-12 (79-80) ноябрь-декабрь 2009

МАТ ФАЛЬШИВОМОНЕТЧИКАМ

О новом, запатентованном ФГУП «Гознак» защитном признаке, который в ближайшее время будет представлен на очередной рекламной банкноте «Гознака», рассказывает заместитель директора по защитным технологиям Александр МОЧАЛОВ.

Недолгая жизнь публичного признака

— Банкноты сегодня являются наиболее защищенным продуктом во всех странах мира. А банкнотопроизводители самые большие усилия прилагают к тому, чтобы разрабатывать и внедрять публичные признаки. Дело в том, что в последнее время имитации визуальных признаков стали очень похожими на подлинные защитные признаки. Они являются для фальшивомонетчиков главным приоритетом, а для банкнотопроизводителей — основным, первым рубежом защиты банкнот.

Публичные защитные признаки банкноты — это основное, а подчас и единственное, на что при идентификации подлинности банкноты обращает внимание большинство граждан.

И если публичные признаки сфальсифицированы достаточно качественно, то путь подделки до банка, где ее обязательно распознают уже по другим кассовым и машиночитаемым признакам, может быть очень долгим — через многочисленные руки продавцов и покупателей. А как раз этого допустить нельзя.

Публичных признаков на банкноте не так много, и каждый из них очень ценен для защиты банкноты от подделок. Как показывает практика, обычно визуальные публичные признаки живут очень недолго — как только фальшивомонетчики осваивают способы их имитации, Центральный банк заменяет признак на новый, еще более сложный и экономически невыгодный для подделки.

Возьмем, например, голограмму. Уже через несколько месяцев после появления голограммы на банкноте можно встретить подделку с очень похожим голографическим изображением. А за те доли секунды, которые человек обычно тратит на проверку банкноты, определить подлинность голограммы бывает очень сложно.

Так что основная задача публичного признака заключается в том, чтобы фальшивомонетчик не сумел создать достаточно похожую имитацию и даже мимолетный взгляд пользователя мгновенно мог бы идентифицировать признак как подлинный или как имитацию.

Поэтому в разработку визуальных публичных признаков разработчиками вкладывается очень много сил, времени, средств.

Одним из очень удачных современных визуальных признаков можно назвать цветопеременную краску OVI® фирмы «Sicpa». Это один из немногих визуальных признаков, который «прожил» на банкнотах более 10 лет без существенных изменений и модернизаций. Этот признак достаточно надежно работал вплоть до самого последнего времени.

Позже в краске OVI® появились дополнительные приборно контролируемые свойства, которые усилили визуальный признак, что дополнительно продлило срок его жизни.

Однако развитие технологий красочной промышленности, невообразимое изобилие красок на полиграфическом рынке привело к тому, что краска OVI® стала неплохо имитироваться, и мы уже не предлагаем этот защитный признак для серьезных изделий.

Дальнейшая модернизация краски OVI® привела к появлению нового поколения цветопеременных красок SPARK®, о которых писал «Водяной знак». Что касается этой степени развития и применения OVI®, то теперь у фальшивомонетчиков появилась дополнительная трудность в том, чтобы не только имитировать особую краску, но и совершенно особым образом отпечатать элементы, чтобы имитировать признак.

Скромное обаяние высоких технологий

— «Гознак» тоже посвящает достаточно много времени разработке новых визуальных признаков последнего поколения. Результатом этих усилий стал защитный признак, который мы назвали «chess», или «шахматы».

Этот признак хорошо работает визуально, а воспроизвести его достаточно сложно.

При этом дополнительным плюсом этого признака является его невысокая себестоимость — мы не используем при производстве «шахмат» никакой новой печатной или послепечатной технологии, а следовательно, и нового оборудования.

Для производства признака используется офсетная печать и традиционная для «Гознака» металлография. Однако за счет использования особого штриха фальсификация признака фальшивомонетчиками будет крайне затруднительной. Для его изготовления требуется специальная технология изготовления металлографских форм, которой обладают только банкнотопроизводители.

Суть признака теоретически очень проста. Однако потребовалось достаточно много времени для доведения пробных печатных образцов до тиражной продукции.

На предварительно запечатанную офсетную подложку, например, желтого цвета наносится металлографский элемент из расположенных в шахматном порядке штрихов, например, синего цвета. За счет сочетания двух красок получаем зеленый цвет. При рассмотрении элемента под углом на нем за счет рельефа штрихов на зеленом фоне появляется изображение синего цвета (это могут быть цифры, буквы, рисунок).

Технология и биология

— Неким прообразом «шахмат» можно считать давно применяющийся в защищенной полиграфии

«кипп-эффект», или «латентный эффект». На наших банкнотах для идентификации кипп-эффекта достаточно рассмотреть под углом центр широкой декоративной ленты любой банкноты, лучше всего на 5000 рублях. На изначально ровном однородном поле под углом можно прочитать или темные на светлом фоне, или светлые на темном фоне буквы «РР». Однако цвет букв при этом остается таким же, как и фон вокруг букв.

В «шахматах» же появляется изображение другого цвета. Человеческим глазом такое изображение идентифицируется проще и легче.

Получение эффекта от сочетания разных способов печати является сегодня очень перспективным направлением, над которым работает большинство фирм-банкнотопроизводителей. Наша разработка, на наш взгляд, — одна из самых удачных, но у всех мировых лидеров по производству банкнот есть интересные аналоги, ведутся любопытные эксперименты. И в каждом случае в большинстве этих опытов появление цвета дает хороший эффект для визуального восприятия.

Из всех подобных признаков сейчас наши «шахматы» являются наиболее технологичными, потому что, во‑первых, требуют меньшей приводки между металлографией и офсетом и, во‑вторых, наш элемент получается более ярким.

При тех технологических условиях, в которых изготавливаются подобные «шахматам» защитные признаки других фирм, требуется более высокая степень приводки, что существенно осложняет технологию изготовления признака. Требуется очень высокое качество исполнения, чтобы получилось действительно хорошо.

При малейшем нарушении точности приводки запланированный цвет возникающего изображения может оказаться, например, не желтым, а красным или эффект будет слабым.

Наш признак более технологичен, потому что не требует при производстве таких жестких условий. При этом, с нашей точки зрения, он будет довольно долго недоступен поддельщикам, так как требует аккуратного и точного исполнения металлографской формы, с которой у поддельщиков всегда большие сложности.

После многочисленных экспериментов нам удалось выбрать оптимальное соотношение показателей печати, при которых признак проявляется «во всей красе». Для того чтобы фальсифицировать его, необходимо точно повторить выбранные нами показатели.

У специалистов «Гознака» на разработку параметров, отработку технологии и выпуска промышленного тиража признака ушло более двух лет кропотливой и напряженной работы.

При работе над признаком мы исследовали возможность его фальсификации альтернативными способами. Одним из плюсов, свидетельствующим о высокой защищенности признака, стала невозможность его создания без специального высокоточного лазерного оборудования.

Мы рассчитываем, что сможем продемонстрировать все достоинства признака на рекламной банкноте, которую выпустим в ближайшее время.

Почему «шахматы»?

— Дело в том, что выбранные нами штрихи первоначально были квадратными, расположенными в шахматном порядке.

Наши пробы показали, что эффект выглядит значительно лучше, если штрихи будут чуть более вытянутыми. Так что теперь остался эффект шахматного поля, но оно выглядит слегка вытянутым. Аналогии с шахматами вызывает и использование двух цветов для офсета и металлографии, как в шахматах.

Признак требует определенного соотношения цветов. Такого, при котором сочетание двух цветов порождает третий. При этом полученный цветовой эффект должен быть достаточно контрастным. Так, например, если подложка будет желтого цвета, то металлографская печать должна быть чистого пурпурного цвета, чтобы суммарный цвет поля оказался красным, а возникающее под углом изображение — пурпурным.

Второй классический вариант — сочетание желтого с синим, дающее зеленый цвет, при этом изображение, появляющееся под углом, будет синим.

Думаю, что в дальнейшем мы найдем и другие сочетания цветов. Однако здесь существует довольно много сложностей, связанных с особенностями восприятия человеческого глаза.

Еще одна вариация признака связана с тем, что под прямым углом изображение есть, а при рассмотрении под наклонным углом оно исчезает. Но такой порядок работы признака также хуже фиксируется глазом, поэтому мы выбрали наиболее эффектный для восприятия человеком вариант работы элемента.

Дешево и сердито

— В первую очередь мы предложим новый признак тем заказчикам, которые выпускают банкноты. С одной стороны, банкноты требуют максимальной защищенности в силу огромного интереса преступников к их подделке. С другой стороны, именно банкноты чаще всего проверяют (если проверяют вообще) на подлинность только при помощи визуальных защитных признаков.

Как правило, для идентификации другой защищенной продукции, есть соответствующая аппаратура, специалисты и возможность неспешной тщательной проверки. Поэтому именно банкноты нуждаются в самой лучшей и технологичной защите. При этом мы позиционируем «шахматы» как отличный защитный признак для невысоких номиналов банкнот именно из‑за его невысокой себестоимости. В банкнотах высокого номинала можно использовать значительно более дорогостоящие признаки, как, например, SPARK®.

Думаю, «шахматы» придут на смену кипп-эффекту. Новый признак более эффективен для быстрого зрительного восприятия.

Если кипп-эффект в редких случаях проверяют кассиры, то, надеюсь, «шахматы» станут одним из любимых признаков, идентифицируемых населением. Кроме того, кипп-эффект поддельщики научились в какой‑то мере имитировать полукустарными способами. С «шахматами» так не получится.

Елена КИСЕЛЕВА

 

`
Back to top button