Журнал «Водяной знак» выпуск № 9-10 (77-78) сентябрь-октябрь 2009

БАНКНОТАМ СДЕЛАЛИ ОСОБОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сколько степеней защиты должно быть

у банкноты? Каким должен быть идеальный защитный элемент? Как помочь потребителю быстро отличить оригинальную банкноту от подделки? Такие вопросы часто звучат в кругу производителей голограмм и других защитных признаков.

Однозначный ответ пока не найден. Но разработки активно ведутся. Так, украинская компания СП «Голография» предложила поместить на банкноты защитные элементы с голографической деметаллизацией высокого разрешения. Об этой разработке журналу «Водяной знак» рассказал специалист СП «Голография» Игорь ТВЕРДОХЛЕБ.

— Во многих государствах уже выпущены в обращение банкноты, защищенные голографическими элементами. В чем принципиальное отличие вашей разработки?

— Действительно, на очень многих банкнотах есть защитная голограмма. Большинство из этих голограмм выполнены с использованием классической технологии химической деметаллизации. Суть ее очень проста — на металлизированную пленку печатается полиграфическим способом защитная маска. С незапечатанных участков металл удаляется химическими методами. Остается металлизированное изображение. Оно может быть привязано к голографическому изображению, если маску напечатать «в регистр». Однако точность привязки составляет в лучшем случае доли миллиметра. С января 2009 года в обороте появилась новая серия турецких лир, голограммы на которых деметаллизированы «в регистр» по технологии «Zero. Zero™» с высоким разрешением и исключительной точностью. Но без микроскопа очень сложно проконтролировать точность совмещения голографического и металлизированного изображений, а значит, и определить подлинность такой голограммы.

Мы предлагаем другой подход к возможности использования деметаллизации высокого разрешения. В его основе лежит принцип передачи полутонов. Это можно сделать, используя растры с высокой линеатурой. В этом случае глаз не видит отдельные растровые точки, а воспринимает цвета рисунка как градации основного тона. Посмотрите на деметаллизированную голограмму под таким ракурсом, в котором нет дифракции. Металлизированные участки отражают свет мимо глаз и поэтому воспринимаются темно-серыми. Денежная бумага сквозь деметаллизированные участки рассеивает свет во все стороны и поэтому воспринимается светло-серой. С такого ракурса голографический элемент похож по восприятию на обычную монохромную полиграфическую печать.

— Тогда, наверняка, ее можно будет сымитировать с помощью простой полиграфической печати…

— Если попытаться сымитировать этот элемент полиграфическими способами, например с помощью серой краски, на нем пропадут кинетические эффекты, которые вы можете видеть на подлинной голограмме.

Еще один возможный способ имитации — с помощью химической или лазерной деметаллизации обычной голограммы. Однако мы разрабатываем голограммы так, чтобы при таких попытках имитации появлялись четко видимые растры или муаровые картины, и вы сразу же могли распознать подделку. Кроме того, не забывайте о динамических эффектах, привязанных к деметаллизированному изображению. Поэтому наш элемент воспринимается совершенно иначе, чем существующие защитные голограммы. Потребитель сможет узнать его при любом освещении.

— В какой части банкноты должен располагаться такой защитный признак?

— Лучше всего результат полутоновой деметаллизации виден на белом фоне или на сплошном фоне светлых тонов, таком же, какой обычно отводится под водяной знак. Если поместить такую голограмму на фрагмент банкноты, полностью залитый краской, мы получим миниатюрное тонированное изображение. В случае такого броского расположения голограммы на нее логично поместить номинал банкноты или простой узнаваемый рисунок, а также явно выраженные кинетические или трехмерные эффекты, которые потребитель легко сможет запомнить. Общий дизайн голограммы может быть самостоятельным, но адаптированным под полутоновый нулевой ракурс. Кроме того, используя специальное программное обеспечение, полутона можно передавать и более сложными алгоритмами, например варьируя толщину линий штриховки.

— И все это будет серое?

— И да, и нет! Это будут градации любого (но одного) тона, если рассматривать голограмму на просвет, в рассеянном свете или под таким ракурсом, в котором нет дифракции. И в то же время это полноценная голограмма, которая будет играть всеми цветами радуги, восстанавливать объемное изображение, содержать кинетические эффекты…

Безусловно, за возможность передачи мелких деталей и полутонов придется заплатить яркостью деметаллизированной голограммы, поскольку площадь дифрагирующих участков значительно уменьшается. Однако это плата за принципиально новые возможности в дизайне банкнот. Деметаллизированная голограмма, нанесенная поверх полиграфического изображения, перестает выделяться своей яркостью. Сквозь такую голограмму видна полиграфия даже в углах дифракции, в то время как ее монохромный рисунок дополняет графическое изображение. Такая голограмма, гармонично вписанная в полиграфический дизайн банкноты, перестает навязываться в первостепенные признаки подлинности купюры, но, маскируясь, становится защитным признаком более высокого порядка. Такие элементы, как ажурная гильоширная розетка, виньетка, арабеска номинала, гравюрное изображение птицы и прочие объекты, усложняющие дизайн банкноты, будут уместны в качестве деметаллизированного голографического изображения. Конечно, дизайн банкноты и голограммы должен разрабатываться совместно.

— Тем не менее остается проблема запоминания потребителем рисунка. В принципе, на место вашей голограммы поддельщик может наклеить что‑нибудь отдаленно похожее…

— После того как оригинальная купюра несколько раз побывает у вас в руках, вы визуально запомните, что на ней присутствуют градации серого, что изображение не напечатано одной краской…

— Про плюсы вашей разработки вы рассказали, в чем ее минусы?

— Внедрение защитных элементов с голографической деметаллизацией высокого разрешения может нарушить типичные технологические цепочки денежного производства. Но мы убеждены в необходимости их использования — это не только внесет новое слово в общий дизайн банкнот и облегчит варификацию, но и серьезно повысит устойчивость денежных знаков к подделкам. На наш взгляд, это один из самых защищенных голографических элементов, который можно и необходимо использовать на банкноте.

Татьяна БАЛУЕВА

 

`
Back to top button