Журнал «Водяной знак» выпуск № 7-8 (63-64) июль-август 2008

COINS-2008: ЧТОБЫ РЫНОК — РАЗВИВАЛСЯ

Это случилось впервые. Впервые на территории России была организована и проведена конференция, посвященная рынку памятных монет. Конференция COINS-2008 получилась даже более масштабной и представительной, чем изначально рассчитывал организатор — издательство «Уотер Марк»: в Петербург приехали 147 делегатов из 24 стран. Плотная рабочая программа, активное общение в кулуарах — и главный вывод: новая площадка для обсуждения проблем и тенденций рынка памятных монет оказалась востребована. Не менее важный вывод: в мире существует интерес к российскому рынку. И, наконец, прогноз: российский рынок будет меняться, хотя бы потому, что перемен требует логика его развития.

Монеты инвестиционные, коллекционные, подарочные

Во многих странах монетный рынок существует по законам нормального рынка потребительских товаров. Конечно, монета — товар не совсем обычный, правильнее сказать, что монета — товар особый (все‑таки это — в том числе и «визитная карточка» своей страны), но с некоторыми допущениями законы нормального рынка при продаже монет, безусловно, действуют.

Фокко Кноль, управляющий директор компании Modern Numismatics International (Нидерланды), выделяет три основных сегмента этого рынка.

Во-первых, рынок инвестиционных монет (главная задача которых — вложение денег и их приумножение благодаря росту цен на драгоценные металлы). Это максимально прозрачный и быстрый рынок. Инвестиционные монеты должны быть легко доступны и иметь относительно невысокие цены (собственно, главная составляющая цены такой монеты — это и есть стоимость использованного драгоценного металла). Продажи на этом рынке идут в больших масштабах, и управляется он в основном спросом.

Во-вторых, рынок собственно памятных, коллекционных монет. У таких монет — высокая коллекционная ценность и более высокие цены. Эти монеты не столь легко доступны, и этот рынок не такой прозрачный. Здесь — избирательная система продаж в меньших масштабах. И хотя этот рынок все больше и больше управляется спросом, на нем сегодня по‑прежнему присутствует диктат предложения.

Наконец, третий сегмент — рынок монет как подарков. Коллекционная ценность таких монет низкая. Таким монетам нужна правильная упаковка. У них — относительно высокие цены, и при этом они должны быть легко доступны. Продавать подобные монеты, по мнению Фокко Кноля, следует через магазины подарков. Этот рынок управляется спросом.

Рынку нужна реклама

Есть разные точки зрения на перспективы развития этих сегментов рынка. Одни специалисты считают, что больше внимания нужно уделять традиционным памятным монетам, ориентированным на коллекционеров. Другие делают упор на развитии «подарочного» сегмента (и именно здесь появляются в первую очередь оригинальные темы, эффектные дизайны — с использованием необычных «отделочных материалов», забавные упаковки). Кто‑то сосредотачивается на направлении инвестиционных монет, благо, нынешняя ситуация на рынке драгметаллов этому способствует. Например, в финской компании Tavex Gold уверены, что сегодня каждый человек в своем портфеле должен иметь 10–25 процентов золота — в виде монет или слитков, и предлагают использовать для продажи золотых монет в том числе специальные отделы в больших супермаркетах.

Однако в любом случае есть некие правила, основанные на уже существующем опыте, которые помогают монетный рынок развивать — с учетом того, что памятные монеты, помимо выполнения собственно «памятной» функции, являются еще и инструментом получения прибыли.

Во-первых, на рынке должна быть развитая инфраструктура сбыта. Сегодня у многих монетных дворов есть право самостоятельно реализовывать памятные монеты — и они этим активно занимаются, в том числе через свои интернет-магазины. Продажами монет также занимаются специальные фирмы-дистрибьюторы. Причем не обязательно приходить в магазин или в офис — есть почтовые рассылки. Кроме того, как уверяют специалисты, в последнее время все активнее стали развиваться продажи монет с использованием телевидения.

Во-вторых, должен существовать надежный вторичный рынок (чтобы человек мог не только купить монету, но и точно знал, где и как при необходимости он ее продаст; это актуально прежде всего для инвестиционных и памятных монет «коллекционного» направления).

В-третьих, монетам, как и любому товару, нужна информационно-рекламная поддержка. С одной стороны, такие кампании должны информировать о выпущенных (или готовящихся к выпуску) памятных монетах. С другой — с их помощью можно «выращивать» потенциальных коллекционеров (то есть — потенциальных покупателей).

Кому это нужно?

Российский монетный рынок сегодня живет по иным законам. Прежде всего, в России пока работает фактически один канал сбыта монет — это коммерческие банки. Памятные монеты чеканятся по заказу Банка России на монетных дворах «Гознака» — Санкт-Петербургском и Московском. Тираж поступает заказчику, а дальше монеты распространяют кредитные организации России. Сегодня это — более 100 коммерческих банков, однако основная часть тиражей распространяется учреждениями Сбербанка России.

Российские монетные дворы не имеют отношения к реализации памятных монет. Специализированных фирм-дистрибьюторов, ориентированных именно на российские монеты, фактически нет. Рекламных кампаний — по сути тоже нет. Тот или иной коммерческий банк, заполучив какую‑либо любопытную монету, может разослать пресс-релиз с рассказом об этой монете, может проинформировать своих клиентов, но кампании, ориентированные на широкую аудиторию, — отсутствуют. Отсутствуют и информационно-рекламные кампании по продвижению памятных монет в целом — как инструмента инвестиций, предмета коллекционирования или оригинального варианта подарка.

Причина, видимо, в том, что сегодня на рынке нет структур, для которых продажа памятных монет была бы не просто бизнесом, а — основным бизнесом (для тех же коммерческих банков реализация памятных монет — лишь одно, причем далеко не самое заметное, из множества направлений их деятельности). Для самого же Банка России выпуск памятных монет — мероприятие не коммерческое, а, как уже писал «Водяной знак» со ссылкой на представителей ЦБ, «способ популяризации истории страны, ее культурных ценностей, научно-технических достижений» («Водяной знак», № 6, 2008 год).

Инвестиции или подарки?

Тем не менее, на российском рынке сегодня присутствуют все три сегмента — есть инвестиционные монеты (это как российские инвестиционные монеты — прежде всего золотые 50‑рублевые «Георгий Победоносец», так и иностранные), есть монеты, которые покупают коллекционеры (это преимущественно российские памятные монеты) и есть монеты, выполняющие роль подарков. К последней категории относятся, например, иностранные монеты, чьи сюжеты связаны с историей России или СССР (о них мы писали в прошлом номере «Водяного знака»). Как подарки обычно используются монеты со знаками зодиака, а также посвященные «Лунному календарю», то есть с изображением животных — символов года. Плюс есть монеты к Дню святого Валентина — в форме сердца, монеты новогодние — с елочками и снежинками («Водяной знак», № 12, 2007 год), есть белорусские монеты к свадьбе, Пасхе, новоселью и так далее. Кроме того, в качестве подарков‑сувениров могут использоваться и практически любые российские памятные монеты.

Вообще, по оценке специалистов группы компаний MDM (Германия), в России — очень быстро растущий рынок. При этом эксперты из MDM считают, что в России большинство клиентов сегодня покупают монеты в качестве инвестиций и поэтому больше внимания надо уделять выстраиванию концепции на среднесрочную перспективу, которая была бы рассчитана на коллекционеров. Однако представители Сбербанка России — а это, как уже отмечалось, сегодня основной участник российского рынка памятных монет — неоднократно отмечали, что, по их мнению, 65–70 процентов рынка сегодня составляет «сувенирно-подарочный» спрос. Впрочем, по их прогнозам, в будущем будет расти доля нумизматического спроса.

В то же время провести четкую грань — где заканчивается инвестиционный спрос и начинается нумизматический, равно как и между спросом нумизматическим и подарочным, — в России сейчас довольно сложно. Кто‑то, купив монету «просто так» или получив в подарок, со временем может войти во вкус и начать формировать собственную коллекцию. Кто‑то может приобрести инвестиционную монету как сувенир — и понять, что это — неплохой способ вложения денег. В перспективе, наверное, рынок станет более структурированным, более прогнозируемым и главное — более активным.

Свой путь

В том, что российский монетный рынок отличается от рынков западных, ничего удивительного нет. Собственно, доступному рынку памятных монет в России — чуть больше десяти лет. Возможность покупать драгоценные металлы (речь — не о ювелирных изделиях) у российских граждан появилась лишь в 1997 году.

И если во многих западных странах монетные рынки формировались постепенно (активно этот процесс начался с середины шестидесятых годов прошлого века), то в России все происходит в ускоренном темпе. Поэтому — проблемы с инфраструктурой, поэтому — почти нет цивилизованного вторичного рынка (возможность обратного выкупа предлагает, пожалуй, только Сбербанк). Поэтому законодательная база сегодня не всегда способствует развитию российского рынка.

Однако, чтобы решить любую проблему, ее для начала надо сформулировать и четко обозначить. Нужно привлечь к обсуждению все заинтересованные стороны. И решению этой задачи, безусловно, способствовал уже сам факт проведения в России конференции по памятным монетам — конференции COINS.

Перемены будут

Конференция COINS-2008 показала, что российский рынок памятных монет готов к переменам. В том числе — и к переменам во внешнем виде российских монет.

Традиционно при создании российских памятных монет Банк России как заказчик строго придерживался классических канонов. Российские монеты — всегда круглой формы, всегда из традиционных металлов (сейчас это — золото и серебро, плюс сплавы цветных металлов), всегда — достаточно строгого дизайна и без оформительских «излишеств».

Однако на конференции COINS-2008 был представлен эскиз первой российской памятной монеты с цветными фрагментами. Это серебряная монета из серии «Выдающиеся личности России», посвященная 100‑летию со дня рождения детского писателя Н. Н. Носова. Она, согласно плану Банка России, должна быть выпущена в обращение во второй половине 2008 года. Это, без преувеличения, новый этап в истории российских памятных монет.

Между тем мир памятных монет сегодня исключительно многообразен. В мире выпускаются и очень маленькие, весом всего 0,5 грамма, и очень большие, многокилограммовые монеты. Монеты уже не всегда круглые — есть треугольные, прямоугольные, квадратные, в форме многоугольников и «фигурные» (например, уже упоминавшаяся монета в форме сердца). Есть монеты-пазлы. Привычным явлением стали монеты с голограммами, цветные монеты, монеты с драгоценными камнями, монеты с использованием нетрадиционных металлов — ниобия, тантала, титана. Все это помогает привлечь внимание к монетам тех, кто до сих пор этим рынком не интересовался. В результате сегодня найти «свои» монеты могут приверженцы классики и любители всевозможных новинок.

Этим и замечателен современный монетный рынок.

Наталия ИПАТОВА

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button