Журнал «Водяной знак» выпуск № 6 (6) октябрь 2003

С 2065 ГОДА ДЕНЬГИ ОТМЕНИТЬ!

Художник, актер французского кино и бывший диссидент Владимир Котляров «Толстый», ныне проживающий в Париже, называет себя не иначе как первым человеком Вселенной.

Возможно, это заявление несколько преувеличено, но все же Котляров в современном искусстве — фигура заметная. Много лет назад он стал одним из отцов-основателей мэйл-арта, а затем изобрел money-art — для создания произведений искусства в ход идут сотни франков, долларов, миллионы рублей…

— Откуда такие деньги?

— Советское правительство столько раз обманывало свой народ, что у многих накопились приличные суммы. Которые, правда, ни на что уже не потратишь… Купюры других стран я покупаю в антикварных магазинах, кое-что дарят… Знаете, импрессионисты работают с impression — впечатлением. А я основал движение деньгистов. Ведь что значит быть настоящим художником? Это значит превращать деньги и ценные бумаги в произведения искусства. Например, я наклеиваю монеты и купюры на свои послания, украшаю их рисунками, штемпелями и отправляю по почте.

— Почтальоны не кричат, не топают ногами?

— Уже нет. Спесивые почтальоны уволены, а те, кто первыми поняли пользу мэйл-арта, получили повышение. Правда, иногда деньги с посланий куда-то пропадают. В основном почему-то франки, не рубли.

— Наверное, почтальонам деньги больше нужны, чем деньгистам…

— Для деньгистов — это просто бумажки, железки, они вообще не имеют натуральной стоимости. Их стоимость искусственно установлена, потому-то они и являются орудием принуждения и обмана. Деньги — причина всех несчастий. Все войны ведутся ради денег, все деньги ведут к войне.

— Но, согласитесь, иметь деньги очень приятно. Все-таки деньги дают власть…

— Деньги могут лишь проложить путь к власти. Но право приказывать и подписывать — это еще не власть. Ведь приказы редко выполняются по сути, чаще — только по форме.

Владимир Котляров не просто художник и артист, он еще и специалист по ЭВМ. Именно в этой сфере получил он свое первое образование. У Котлярова есть почти фантастическая теория о системе, которая к 2065 году заменит исчезнувшие деньги. Специальные информационные аппараты — которые кардинально будут отличаться от сегодняшних компьютеров — будут следить за каждым человеком, отмечая его хорошие и плохие поступки. За хорошие поступки человек сможет получать от жизни больше удовольствий, а за плохие — наоборот — меньше.

— Каким же образом будет осуществляться контроль за каждым человеком?

— Я это представляю так: специальные устройства узнают людей по сетчатке глаза, отпечаткам пальцев и содержанию крови — кровь через 15—20 лет будут брать на расстоянии. Мы подходим к аппаратам, прикасаемся к ним, нас мгновенно идентифицируют…

— Неужели система будет узнавать каждого?

— Да, каждого — несмотря на то что, по моим подсчетам, население планеты составит к тому времени примерно 12 миллиардов жителей.

— До 2065 года ждать долго. Но деньгисты уже делают реальные шаги, разрушая институт денег?

— Я специально приехал в Петербург из Парижа, чтобы организовать в Музее городской скульптуры выставку произведений деньгистов — моих соратников, которых еще не так много, но тем не менее они согласились рискнуть со мной…

— Рискнуть?

— Конечно, ведь то, что я говорю, крайне опасно для общественного спокойствия, власть меня боится. В Москве закрылись уже две галереи — после того, как там прошли мои выставки. В некоторые российские дома меня просто не пускают, говорят: он же ненормальный человек! Но в Петербурге ко мне относятся очень хорошо, здесь у меня приличная репутация.

— Именно поэтому вы и решили организовать выставку в Петербурге?

— Да, на ней будет около 45 моих работ. Каждая представляет из себя тексты о свободе слова, манифесты вивризма, нанесенные на купюры — индонезийские, хорватские, белорусские.

Вивризм — еще одно изобретение Толстого. Он основал его тридцать с лишним лет назад. Название происходит от французского слова vivre, что значит «жизнь». Материалом для творчества вивриста становится его собственная жизнь, душа и тело. Кстати говоря, издательство, которое в Париже под руководством Толстого издавало эмигрантский сборник «Мулета» и газету «Вечерний звон», тоже называлось «Вивризм». Сотни людей из разных стран официально заявили о своей принадлежности к ордену вивристов-артистов. Туда входят не только любители мэйл-арта, но и представители многих других направлений. Да ведь и сам Котляров тоже не только мэйл-артом занимается. Многие еще помнят его израильский перфоманс «Несение креста на Голгофу» — это было в 1981 году. Сперва Котляров проделал исследовательскую работу, изучив наиболее старые иконы. Известно, каких размеров был крест, который пришлось нести Христу. Котляров изготовил такой же и пронес его по библейскому пути Христа, в точности его повторив. Это был спектакль, в условленные моменты Толстый падал, а девушка Вероника помогала ему идти дальше… Потом, правда, всех артистов забрали в кутузку… Многими видами искусства увлекался Толстый. Тем не менее, в первую очередь он считает себя художником.

— Мэйл-артисты — это элитарное племя, в искусстве это — как высокое дворянство. Люди этого племени не ходят с протянутой рукой и ничего для себя не требуют. Это люди, чувствующие себя немножко выше, надмирно. Рафинад, как говорят в России. Во Франции только что вышел толстый каталог, посвященный 50-летию мэйл-арта, на его обложке написано: «отцам-основателям посвящается».

— Ваши работы, конечно, тоже туда попали?

— Я — один из тех двадцати художников умирающего поколения элитарных артистов, которые не протаптывали себе дорогу, приспосабливаясь. Многие из них уже умерли либо находятся в печальном положении старика, с которым вы сейчас и разговариваете… Я — человек авангардного мышления. А счастье авангардиста в том, что он может не оглядываться ни назад, ни по сторонам. Лишь непредсказуемое озарение, случайная страсть или мгновенный каприз — двигатели его гения. Кто поверит авангардисту, если расчет, здравый смысл или нафталинное благоразумие просвечивают сквозь его упражнения? Любая реализация должна быть радостной и безоглядной.

Котляров реализует себя и как актер. Недавно он снялся в новом фильме Александра Флоренского, где сыграл чернокожего царька, а также в двух бандитских фильмах во Франции. До этого из-за проблем с позвоночником около двух лет Толстый провел почти в полной неподвижности в госпитале, где одним из немногих его утешений было шепотом надиктовывать размышления о свободе, власти, счастье… И, конечно, о роли денег в человеческой жизни.. Котляров стал артистом не потому, что мечтал об этом всю жизнь. А потому, что ему — эмигранту без гражданства (когда он был вынужден эмигрировать во Францию) — очень хотелось кушать. Котляров выходил с шапкой в парижскую подземку и пел застольные песни. Музыкального инструмента не было — заплатить за него было нечем. Однажды послушать Котлярова остановился молодой человек. Он что-то говорил, жестикулировал, но Котляров его не понимал. «Старик! Сначала покорми…» — попросил он француза. Француз понял. Позже выяснилось, что новый знакомый окончил Кинематографическую школу. Он-то и привел Толстого в мир кино.

— Через несколько дней я нашел в дверях своей одиннадцатиметровой квартиры — которую и квартирой-то трудно назвать — так, собачий угол, — записку. Там говорилось: «Если хочешь сниматься в кино, то иди туда-то и туда-то. Тебя разыскивают». В итоге я сыграл свою первую главную роль в короткометражном фильме. Режиссер даже получил приз — три миллиона франков. Но не сразу — он должен был получить их в тот момент, когда будет снимать свой первый полнометражный фильм. Деньги твои, но получишь ты их за дело. Вот эта французская мудрость мне очень нравится — там все-таки стоит много барьеров для жуликоватых людей, которые хотят схватить и убежать — особенно в кино. Ну а потом меня уже начали приглашать сниматься другие режиссеры.

— А с кем из сценаристов приятно работать?

— Мне бы хотелось поработать с Павлом Крусановым. Его я считаю великим писателем. Очень жаль, что Крусанов не пишет для кино. Если бы он написал сценарий, я бы бросил все свои дела, чтобы сыграть роль, написанную им. Но, к сожалению, мировое кино на 90 процентов делают бездарные и претенциозные люди! Поэтому кино плохое. А виноваты во всем деньги…

Александра Балуева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button