Журнал «Водяной знак» выпуск № 9 (53) сентябрь 2007

НЕ КАЖДЫЙ ВОКЗАЛ ДОСТОИН МОНЕТЫ

Новая 3-рублевая серебряная памятная монета вышла

в начале июля 2007 года в серии «Памятники архитектуры России». На монете, объявленной в обращение Банком России 2 июля 2007 года, изображен Казанский вокзал в Москве.

Водяной знак» уже писал, что серия «Памятники архитектуры России» была начата в 1993 году выпуском именно 3-рублевой серебряной монеты. В 2004 году к 3-рублевым монетам этой серии (выходившим ежегодно, исключая 2001 год) добавились серебряные 25-рублевые монеты.

В нынешнем году Банк России уже выпустил несколько монет в рамках этой серии — как номиналом 3 рубля (с изображением Невьянской наклонной башни), так и 25-рублевых (с изображением Веркольского Артемиева монастыря в Архангельской области и с изображением Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря). На очереди — еще одна 25-рублевая монета, посвященная Вятскому Успенскому Трифонову монастырю.

А в июле в серебре было отчеканено изображение Казанского вокзала.

Казанский вокзал Москвы, или, как иногда его называют, — «Южные ворота Москвы», насчитывает полуторавековую историю.

Первый, временный вокзал Рязанской дороги в Москве размещался в небольшом деревянном домике. Каменный вокзал появился лишь в 1864 г., по­строил его архитектор М. Ю. Левестам. Он стал третьим вокзалом на Каланчевском поле. Вокзал был тесен, неудобен и с архитектурной точки зрения не очень выразителен. До наших дней от всего вокзального комплекса того времени сохранилось лишь одноэтажное ажурное здание веерного депо, выполненное в итальянском стиле.

В 1893 г. железную дорогу продлили до Казани, поток пассажиров значительно возрос. Необходимость нового вокзала стала очевидной. Правление дороги рассмотрело несколько проектов переустройства вокзального здания, однако даже наиболее удачный вариант имел серьезные недостатки и не был утвержден министерством. Вторая заявка на новый вокзал была подана в 1907 г., но и она не получила поддержки. Положение становилось критическим. И в 1910 г. старое здание в спешном порядке реконструировали: были значительно расширены помещения I и II классов. Однако это не решало всех проблем, и вскоре был объявлен конкурс на проект нового вокзала.

Наиболее интересными из всех представленных на конкурс оказались три проекта: академика архитектуры Ф. О. Шехтеля, академика архитектуры А. В. Щусева и художника Е. Н. Фелейзера. Принципиальное отличие варианта, предложенного Щусевым, заключалось в том, что он перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади, повернув тем самым всю композицию лицом в наиболее выгодную для города сторону. Во многом благодаря именно этому правление дороги и постановило 29 октября 1911 года строить новый вокзал по проекту Щусева. 12 ноября 1913 года — после необходимых согласований — проект был утвержден в МПС. Возглавил строительство сам архитектор.

В июле 1912 г. дорога, не дожидаясь окончательного решения МПС по новому проекту, начала строить на станции Москва-Пассажирская временный двухэтажный вокзал. В феврале 1913 г. в него перевели основные службы, а старое здание сломали. В марте 1918 г. все железные дороги РСФСР, в том числе и Московско-Казанская, были национализированы. Работы на стройке возобновились, хотя стройматериалов не хватало. В 1919 г., когда в главном корпусе смонтировали электроосвещение, состоялось открытие части вокзала. К июню 1922 г. на Казанском вокзале были готовы новые пассажирские залы, и временный деревянный вокзал, прослуживший 10 лет, был сломан. Считается, что в 1926 г. был завершен первый этап строительства, а в 1940 г. — второй.

Во второй половине ХХ века вокзал постоянно развивался и обновлялся. В 50-е годы был построен подземный зал для пригородных пассажиров, имеющий выход в метрополитен.

В 70-е годы началась крупномасштабная рекон­струкция вокзала, в ходе которой была увеличена его пропускная способность. В 1990 г. были построены новые залы ожидания, переходы от поездов к станциям метро и на Комсомольскую площадь. Подземный тоннель, соединяющий все три железнодорожных вокзала Комсомольской площади, стал самым протяженным в столице. Над платформами появилось уникальное крупнопролетное перекрытие площадью 17 тыcяч квадратных метров. Ежесуточно Казанский вокзал принимает и отправляет более 70 пар поездов дальнего следования и около 200 пар электропоездов.

Завершилась реконструкция в 1997 году, к 850-летию Москвы.

При создании эскиза памятной монеты перед глав­ным художником Московского монетного двора Виктором Ерохиным стояла непростая задача. Первоначально на монете планировалось изобразить не только фасад Казанского вокзала, но и железнодорожную станцию. Однако в ходе работы был разработан и согласован вариант эскиза, где на первом плане расположено рельефное изображение Казанского вокзала, а чуть выше, как бы вдалеке, схематичной линией передана панорама высот­ных зданий современной Москвы. По верхней окружности имеется надпись «КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ», внизу — «МОСКВА» и выше дата «1864 г.».

Монета выполнена качеством «пруф» из серебра 925-й пробы. Ее диаметр — 39 мм, масса драгоценного металла в чистоте — 31,1 грамма. Монета отчеканена на Московском монетном дворе тиражом 10 тысяч штук.

В статье использованы материалы с сайта Казанского вокзала http://www.kazanskiy.info

Татьяна Балуева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button