Журнал «Водяной знак» выпуск № 6 (50) июнь 2007

МОНЕТНАЯ ИКОНОПИСЬ

31 мая Банк России выпустил в обращение памятные монеты исторической серии «Андрей Рублев»: серебряные номиналом 3 и 100 рублей и золотые номиналом 50 и 10 000 рублей. Этот выпуск продолжает историческую серию, в которой ранее вышли монеты, посвященные знаменитым иконописцам Дионисию (в 2002 году) и Феофану Греку (в 2004 году).

Автором эскизов к этим монетам, как, впрочем, и другим монетам, посвященным знаменитым иконописцам, стал главный художник Санкт-Петербургского монетного двора Александр Бакланов. По его словам, центральным для всех четырех монет этого выпуска является образ ангела, который символизирует и творчество Андрея Рублева, и самого легендарного иконописца.

Перед началом работы Александр Бакланов побывал во Владимире. Здесь в XV веке расписывал фресками Успенский собор Андрей Рублев. На памятных монетах Александр Бакланов изобразил основные работы Рублева, которые сохранились с тех времен.

На оборотной стороне серебряной монеты номиналом 3 рубля расположено рельефное изображение иконы «Благовещение»; слева и справа от нее — стилизованный растительный орнамент и надписи «АНДРЕЙ» и «РУБЛЕВ».

На килограммовой серебряной монете (номиналом 100 рублей) иконописец изображен за работой — на фоне стилизованных сводов с фресками и куполов собора. Композицию дополняют изображения солнца, полумесяца и звезд, а также — архитектурных сооружений древнерусского города, его жителей, отряда воинов и парусной лодки на реке. Чтобы показать в деталях жизнь княжеской столицы, Александр Бакланов использовал материал, накопленный во время командировки во Владимир.

На золотой монете достоинством 50 рублей расположено рельефное изображения ангела. Это одна из иллюстраций старинного рукописного Евангелия Хитрово, созданного Андреем Рублевым в конце XIV — начале XV века. На этой монете также присутствует стилизованный растительный орнамент.

Золотая килограммовая монета (достоинством 10 000 рублей) содержит рельефное изображение иконы «Троица» работы Андрея Рублева. Это самая известная работа иконописца и одна из самых почитаемых икон в России. Под изображением иконы — силуэт Троице-Сергиевой лавры. Для Троицкого собора этой лавры Андрей Рублев написал свою икону. Здесь, в иконостасе собора, она находилась на протяжении нескольких столетий. Александр Бакланов максимально точно изобразил силуэт Троице-Сергиевой лавры в нижней части памятной монеты. Также на монете изображены сцены древнерусского быта.

Серебряная монета номиналом 3 рубля (диаметр — 39 мм, масса драгметалла в чистоте — 31,1 грамма, серебро 925-й пробы) и золотая монета номиналом 50 рублей (диаметр — 22,6 мм, масса драгметалла в чистоте — 7,78 грамма, золото 999-й пробы) выполнены качеством «пруф», а серебряная монета номиналом 100 рублей (диаметр — 100 мм, масса драгметалла в чистоте — 1 кг, серебро 925-й пробы) и золотая монета номиналом 10?000 рублей (диаметр — 100 мм, масса драгметалла в чистоте — 1 кг, золото 999-й пробы) — качеством «пруф-лайк».

Серебряная 3-рублевая монета отчеканена тиражом 10 тысяч штук, тираж 100-рублевой серебряной монеты — 500 штук. Золотых монет номиналом 50 рублей изготовлено 1,5 тысячи штук, а килограммовых золотых монет — всего 100 штук. Золотая монета номиналом 10?000 рублей отчеканена на Московском монетном дворе, остальные монеты выпуска — на Санкт-Петербургском монетном дворе.

Наша справка

Андрей РУБЛЕВ — иконописец и живописец, монах Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей.

Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV?-?XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

В конце XIV — начале XV в. Рублев создал свой шедевр — икону «Троица». Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

В 1405 г. совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 г. с Даниилом Черным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости.

Татьяна Балуева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button