Журнал «Водяной знак» выпуск № 5 (49) май 2007

МАРКА ТРЕБУЕТ ОСОБОГО ПОДХОДА

На «Гознаке» изготовление важных документов — дело привычное.

Но редко печать тиража снимается на камеру для документального фильма. Производство юбилейного почтового блока, посвященного 150-летию первой русской марки, стало именно таким событием: юбилейный блок печатался в свете софитов. Однако история рождения блока началась не с печати.

Марка начинается с бумаги

Специальную — мелованную гуммированную, плотностью 105 граммов — бумагу для марок производят на Санкт-Петербургской бумажной фабрике — филиале ФГУП «Гознак». На бумагу нанесен слой соответствующего состава — чтобы материал не подлипал, не деформировался при высокой влажности, ведь марки должны быть готовы к использованию при любой погоде.

— После путешествия из Петербурга в Москву этому продукту требуется акклиматизация, — рассказывает начальник цеха офсетной печати Московской печатной фабрики — филиала ФГУП «Гознак» Николай Вишневский. — Для акклиматизации бумага помещается в акклиматизационную камеру. Этот процесс продолжается двое суток при идеальных условиях: температура воздуха составляет +21–22 градуса по Цельсию, влажность — 47–55?%.

В акклиматизационной камере относительная влажность в стопе бумаги выравнивается до определенного уровня — от 4,5 до 5?%. При этом показатели влажности проверяются штрих-гигрометром — длинным щупом с контрольной шкалой, который заносится в стопу.

Естественно, что, как и при производстве любой другой продукции на «Гознаке», на всех стадиях производства листы бумаги постоянно пересчитываются: контроль и учет — прежде всего.

После акклиматизации бумага поступает на машину и вручную подготавливается к печати: каждую стопу встряхивают, плавно изгибают и «взрыхляют» слежавшуюся пачку, убирая статическое электричество.

После этого бумагу можно «заряжать» в машину.

Однако перед этим печатнику необходимо подготовить саму машину: на нее устанавливается соответствующая печатная форма и регулируются многочисленные узлы.

Затем на специальной «макулатурной» прокладной бумаге, которая намного дешевле настоящей (и краски на нее уходит значительно меньше) делается пробная партия печати, находится идеальное соотношение красок, устраняются все огрехи, подбирается оптимальный баланс цветов.

ОТК принимает так называемый подписной лист — образец, которому должна соответствовать продукция, и начинается работа над тиражом.

По словам Николая Вишневского, сегодня тираж печатается за несколько часов: «Так, марка, посвященная выпуску первой российской марки, тиражом 12 800?листов (на каждом листе — по 12 блоков), печаталась четыре часа. Постановка машины под определенный вид продукции занимает больше времени, чем печать такого небольшого тиража. В прежние десятилетия тиражи марок составляли 100–150?тысяч листов».

Но на этом процесс изготовления марки не заканчивается. Отпечатанный тираж должен как следует высохнуть — на это требуется три-четыре дня. Затем наступает очередь перфорации и резки на гнезда, а затем на экземпляры в зависимости от требований заказчика.

После этого марки поступают в сортировку, где каждый экземпляр проверяется вручную, чтобы исключить брак, и только после — в упаковку.

Звездная пыль

Николай Вишневский говорит о том, что в цехе офсетной печати МПФ к любой работе относятся крайне ответственно. Но к маркам — особое отношение.

— Марка по своему художественному исполнению, конечно, очень интересный продукт. Есть классическая градация цветов, переходы красок… Эта работа и сложная, и интересная.

Впрочем, признается Вишневский, в случае с юбилейным блоком особых сложностей не было: «Кроме разве что применения металлизированной краски вместе с остальными за один прогон, но эту технологию мы уже отработали, подобрали соответствующие стабилизаторы и способы нанесения металлизированных красок по сырой печати за один прогон. Но при работе с металлизированными красками по сырой печати каждое новое изделие требует глубокой технологический проработки и индивидуального подхода для достижения оптимального качества», — подчеркивает Николай Вишневский. Большая работа была проведена и по подбору красок — все краски составные, и поэтому перед печатью тиража пришлось довольно долго корректировать цвет».

Из других интересных марок, отпечатанных за последнее время на МПФ, Николай Вишневский особо отмечает серию марок с избирательной лакировкой «200-летие Музеев Московского Кремля»: «Это была сложная работа, которая технологически получилась очень хорошо. И даже Министерство финансов отметило эту нашу работу».

Еще одна запомнившаяся работа — юбилейная марка «50 лет космической эры». «Здесь была применена избирательная лакировка ультрафиолетовыми лаками с применением металлизированной краски, — рассказывает Николай Вишневский. — УФ-лак с добавлением металлизированного порошка был положен за один прогон по сырым печатным краскам. Бисерный УФ-лак с металлизированными частицами олицетворяет собой космическую пыль»

Работая над космической маркой, гознаковцам пришлось даже создать специальное приспособление, чтобы выполнить все требования заказчика. Все специальные добавки смешивались вручную.

Любопытной также получилась марка, посвященная 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. При изготовлении этого тиража применили неординарную технологию — серебро было положено на сырые краски. За один прогон с очень точной приводкой, с применением специальных стабилизаторов, со спецподготовкой красок тираж был выполнен с отличным качеством.

«Один из показателей того, удался ли тираж, — возвращение заказчика с новым заказом. Заказчик действительно вернулся, заказал целую серию марок с выборочной лакировкой. И объемы нашей совместной работы с заказчиком при этом постоянно растут», — говорит Николай Вишневский.

Елена Киселева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button