Журнал «Водяной знак» выпуск № 4 (48) апрель 2007

ТОРЖЕСТВО «ПРАВИЛЬНОЙ» МЕТАЛЛОГРАФИИ

На новой рекламной банкноте, выпущенной Пермской печатной фабрикой — филиалом ФГУП «Гознак» и посвященной 100-летнему юбилею Сергея Королева, впервые продемонстрирован новый защитный признак, недавно запатентованный «Гознаком». Речь идет об использовании особенностей металлографской печати.

Банкноту, посвященную 100-летнему юбилею Сергея Королева и теме космоса в целом, Пермская печатная фабрика выпустила в начале 2007 года. Она решена иначе, чем рекламная банкнота, посвященная Данте, которую также выпустила Пермская печатная фабрика (о ней «Водяной знак» в № 1-2, 2007), но по защитному комплексу обе рекламные банкноты в основном одинаковы.

По словам специалистов, на «космической» рекламной банкноте — великолепный водяной знак. Он замечательно читается, рельефный, красивый, объемный, с филигранью, что стало уже на «Гознаке» своего рода правилом.

Причем в данном случае филигрань не простая, а усложненная. Это филигрань «щелевого» типа, при которой на светлых элементах есть дополнительные тонкие темные. Такая технология защиты существенно усложняет изготовление филиграни и делает водяной знак в целом еще более защищенным.

В банкноту также введены новые защитные волокна, которые не применялись раньше. Это волокна с повторяющимися участками переменного сечения (уже используемые «Гознаком» во многих изделиях), но — с другими цветовыми сочетаниями. Кроме того, в бумаге банкноты, так же как и в рекламной банкноте «Данте», применены бикомпонентные волокна. О них уже писал журнал «Водяной знак» (№ 5, 2006). Это волокна, имеющие вдоль оси две части, обладающие разными оптико-физическими свойствами.

Гознаковские специалисты отмечают и другие традиционные защитные признаки, присутствующие в защитном комплексе новой рекламной банкноты: это и цветопеременный элемент (графически интересно решенный), и трафаретная краска с кинетическим эффектом. А еще — перфорация, элементы на просвет и эффект MVC, совмещенный с КИПП-эффектом, когда, рассматривая банкноту под определенным углом зрения, можно наблюдать, кроме радужных цветовых полос, также изображение цифры 100.

На оборотной стороне применена орловская печать. Несмотря на большое количество цветовых орловских переходов, надо отметить, что все же большинство красочных границ проходит по растровым структурам, а это гораздо легче имитировать, чем переходы в линиях, или директных элементах. Здесь в первую очередь доминирует дизайнерское решение.

Так же как и на «Данте», на оборотной стороне данной банкноты находится фрактальный элемент для автоматизированной идентификации.

Новыми и наиболее интересными признаками данной банкноты являются новая фигурная нить и новый защитный элемент в металлографской печати.

О новой фигурной нити подробно рассказано в статье о рекламной банкноте «Данте» («Водяной знак, № 1-2), здесь нить отличается цветом и периодом синусоиды, образующей ее края.

А вот о новом, недавно запатентованном и впервые примененном «Гознаком» защитном элементе стоит поговорить более подробно. Этот элемент выполнен металлографским способом печати, и основная изюминка его в том, что в узкой вертикальной полосе шириной приблизительно 3 мм можно увидеть чередующиеся красочные и бескрасочные элементы, которые находятся достаточно близко друг к другу. Помимо этого, цвет красочных линий слева и справа различный. Человека, не знакомого с технологией металлографской печати, этот элемент вряд ли заинтересует. В конце концов, «Гознак» уже давно широко использует и бескрасочное тиснение, и переход в бескрасочное тиснение. Казалось бы, что тут нового? Однако у специалиста этот элемент несомненно вызовет большой интерес.

Дело в том, что при металлографской печати, когда красочные глубокие элементы расположены близко по вертикали к бескрасочным элементам, последние неизбежно подкрашиваются за счет «натягивания» краски стирающим валом. Чтобы элемент не подкрашивался, расстояние между ним и красочным участком должно быть не менее 4-5 мм. «Гознаку» же удалось разместить эти элементы поочередно с расстоянием между ними около 0,5 мм. Это стало возможно благодаря тому, что красочные линии в зоне бескрасочного тиснения получены за счет течения краски, или, по-другому, за счет «выжимания» краски под большим давлением из зоны, где красочный шаблон перенес краску в штрихи, в зону, где красочный шаблон отсутствовал. Причем, так как краски «текли» с двух сторон с разных красочных шаблонов, цвет линий слева и справа разный. Для того же, чтобы получить чистые бескрасочные элементы — колечки в случае рекламной банкноты, — слева и справа перед ними при гравировании оставляются тонкие перегородки, которые не дают краске затекать в эти элементы.

«На такое течение краски мы давно обратили внимание. Особенно это стало заметно, когда «Гознак» стал использовать прецизионный гравировальный комплекс. При гравировании резцом стенки и дно линий стали получаться очень гладкими, практически полированными, что привело к увеличению зоны течения краски до полутора-двух миллиметров.

При этом получались своеобразные усы. И хотя внешне это смотрится несколько неаккуратно, с точки зрения защищенности это — вещь изумительная, потому что данный эффект не повторить ничем, кроме хорошей металлографии, — объясняют в отделе создания новых изделий дирекции по защитным технологиям «Гознака». — При печати с травленых форм течение краски получается меньше, потому что из-за особенностей химического травления поверхность штрихов (боковые стенки и дно) получается не идеально ровной. Следовательно, краска в таких штрихах задерживается лучше и течет меньше. А по «резаным» линиям краска течет, как по каналам».

С одной стороны, этот признак хорошо защищает от подделки офсетом — неокрашенных кружочков офсетом не вытеснить. С другой стороны, это отличная защита от простейших подделок металлографии. Настоящая металлография при наличии этого признака идентифицируется очень четко.

В дирекции защитных технологий отмечают, что сам эффект растекания краски хорошо знаком всем производителям банкнот, использующим металлографию. И производители всегда с ним боролись: течение краски — процесс нестабильный, зависящий от профиля, положения, глубины штрихов, способа изготовления формы.

Заслуга специалистов «Гознака» в том, что стихийному процессу течения краски они смогли придать управляемый характер, тем самым еще четче выявив металлографию на банкноте, надежно защитив ее от имитации. «Наш признак великолепно демонстрирует край штриха, который переходит в бескрасочное тиснение. И заметно это даже без лупы», — уверяют специалисты «Гознака».

Елена Киселева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button