Журнал «Водяной знак» выпуск № 4 (36) апрель 2006

ТОЛЬКО ДЕНЬГИ. НИЧЕГО ЛИШНЕГО

Когда около двух лет назад посетителям одного из российских сайтов предложили высказаться — исключительно в форме предположения — на тему их отношения к появлению рекламных стикеров на монетах (нечто подобное используется в Германии и Нидерландах), большинство принявших участие в опросе были категоричны: размещение рекламы на деньгах — это беспредел. Впрочем, тогда специально оговаривалось, что проводимый опрос ни с какими планами не связан и наклеивать на деньги что-либо никто не собирается. Вернуться к разговору на тему «реклама и деньги» заставили события, случившиеся нынешней зимой в Красноярске, где пенсионеры, получая свои пенсии, обнаружили среди прочих банкнот несколько 100-рублевых купюр с пропагандистскими лозунгами.

Допустимо ли в принципе использовать денежные знаки для рекламы и агитации? За комментариями «Водяной знак» обратился к специалистам национальных банков ряда стран СНГ.

В Банке России на вопросы «Водяного знака» ответили сотрудники Департамента эмиссионно-кассовых операций.

— Возможно ли в принципе использование национальных денежных знаков (банкнот и монет) в качестве рекламоносителей — путем наклейки стикеров, нанесения логотипов, слоганов, разного рода призывов?

— Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкноты и монеты Банка России являются его безусловными обязательствами и выступают законным средством наличного платежа в Российской Федерации. Какое-либо иное использование отечественных денежных знаков не предусматривается ни Банком России, ни законодателем. Перед выпуском в обращение денежных знаков новой серии или модификации их образцы утверждаются Советом директоров Банка России. После этого все выпускаемые в обращение банкноты и монеты данной серии должны соответствовать утвержденным образцам. Поэтому рекламе на денежных знаках — не место.

— Сталкивался ли Банк России в своей практике со случаями использования денег в качестве рекламоносителей?

— Несмотря на уникальное назначение наличных денег, отдельные граждане наносят на банкноты рекламу или частные объявления. Данное явление получило наибольшее распространение в середине 90х годов прошлого столетия, когда отечественный бизнес переживал период становления. В настоящее время денежные знаки с нанесенной на них рекламой встречаются на практике крайне редко.

— Предусмотрена ли в России какая-то ответственность в случае «нецелевого» использования денег? Нужна ли такая ответственность?

— В нашей стране не предусмотрена ответственность за нанесение на денежные знаки рекламы, частных объявлений и агитационных призывов. По нашему мнению, введение такой ответственности не даст должного эффекта.

Во-первых, для применения санкций к предъявителю денежных знаков, содержащих посторонние надписи и оттиски штампов, необходимо доказать, что они нанесены самим предъявителем и такое действие было умышленным. А затраты на организацию подобной проверки несопоставимо велики по сравнению с общей суммой наличных денег, содержащих всевозможные надписи.

Во-вторых, сама реклама на денежных знаках неэффективна, поскольку она не в состоянии охватить широкие массы населения: банкнота с посторонними надписями сразу отсортировывается в разряд ветхих при поступлении в банковскую систему России и по­вторно в обращение не выпускается, а геометрические размеры монеты не позволяют разместить на ней достаточно заметное объявление.

Кроме того, сами граждане при совершении расчетов наличными крайне неохотно принимают поврежденные денежные знаки от других лиц.

— Может ли нанесение посторонних надписей повлиять на платежные характеристики банкнот или монет?

— В соответствии с действующими «Признаками платежеспособности банкнот и монет Банка России» нанесенные посторонние надписи и оттиски штампов не лишают банкноты и монеты способности выступать законным средством наличного платежа. Основными критериями платежеспособности денежных знаков являются их подлинность, сохранение банкнотами не менее 55% от первоначальной площади и сохранение монетами первоначального изображения на аверсе и реверсе. Для обмена любым образом поврежденных денежных знаков, удовлетворяющих данным критериям, граждане могут обратиться в кредитные организации, осуществляющие кассовое обслуживание населения.

— Как в Банке России относятся к использованию денег для создания произведений искусства (различных инсталляций, мозаик и т. д.)?

— Ввиду того что для создания произведений искусства используются крайне незначительные по сравнению с платежным оборотом суммы, подобная деятельность не способна дестабилизировать денежное обращение России. В первую очередь финансовое положение должно заботить самого создателя таких произведений, поскольку ему приходится творить, уничтожая собственные денежные средства.

Не уважаешь деньги — не уважаешь государство

С тем, что реклама на деньгах неуместна, согласны и в других национальных банках СНГ.

«По нашему мнению, использование ден­знаков в качестве рекламоносителей недопустимо, так как деньги являются неким подобием «визитной карточки» государства и подобное их использование будет говорить о несерьезности данной страны», — считает эксперт Управления эмиссионных операций Центрального банка Армении Арман Оганесян.

«Использовать деньги в таких целях — нецелесообразно. В связи с выпуском в Украине общественными организациями и коммерческими структурами монетоподобных изделий под видом сувенирных монет президентом Украины был подписан указ, запрещающий использовать для каких-либо изделий, кроме денежных знаков, названия «банкнота», «монета», «гривна», «копейка» или созвучные им названия, номинал и другие признаки денежных знаков. Этим же указом Национальному банку Украины предоставлено исключительное право на изготовление денежных знаков — банкнот и монет Украины всех видов», — разъясняет заместитель директора Департамента налично-денежного обращения Национального банка Украины Виталий Белорус.

«Мы считаем, что на национальных денежных единицах не должно быть никаких знаков рекламы. Наоборот, необходимо воспитывать у населения уважительное отношение к деньгам», — говорит начальник отдела разра­ботки банкнот, монет и экспертизы ценностей Главного управления эмиссионно-кассовых операций Национального банка Республики Беларусь Марина Демина.

При этом в Белоруссии не предусмотрена ответственность за использование денег как носителей рекламы или агитационных призывов. «С нашей точки зрения, такая ответственность не нужна», — полагает Марина Демина. В Армении считают несколько иначе: «Если согласно признакам платежеспособности подобные банкноты или монеты (т. е. деньги, на которые нанесена реклама. — Прим. ред.) признаются неплатежеспособными, то они просто отбираются у предъявителя, и он теряет эти деньги. То есть это можно рассматривать как «ответственность». Но, наверное, нужна еще какая-то ответственность, чтобы пред­отвратить порчу дензнаков, которая в этом случае может быть бесконечной».

В свою очередь, в Национальном банке Киргизской Республики «Водяному знаку» сообщили, что Кодексом КР «Об административной ответственности» предусмотрено наложение административного штрафа за использование изображений банкнот или каких-либо полуфабрикатов их изображений (в одном или нескольких цветах), которые в принципе могут быть приняты за подлинные купюры. То же действие, совершенное повторно, влечет административный штраф в более крупных, чем в первый раз, размерах.

«Использование национальных банкнот Киргизста­на в качестве рекламоносителей, когда на подлинные банкноты наклеиваются стикеры с логотипами компаний или различного рода призывами, на практике нам до сих пор не встречалось, — сообщили в НБКР. — В то же время некоторые фирмы в процессе проведения своих рекламных кампаний вкладывают банкноты в качестве призов внутрь упаковок различных товаров — таких, как сигареты или чипсы, — чем привлекают дополнительное количество потребителей. Также мы встречали офсетные репродукции наших банкнот (только с лицевой стороны) с частично измененным дизайном, когда на поле банкноты были размещены логотип компании и изображение товара. Данная продукция попадает под регламентирующие требования Национального банка: воспроизведение банкнот национальной валюты в одном или нескольких цветах без официального разрешения Национального банка допускается, если изображение банкноты дано в сильно увеличенном (более 130%) или сильно уменьшенном (менее 70%) масштабе, а также в виде световой рекламы».

В Национальном банке Украины сталкивались со случаями изготовления рекламной продукции с изображением местных банкнот — с различными изменениями в их дизайне. «Особенно опасно, когда на таких банкнотах остаются реквизиты настоящих денег, такие, как название эмитента, номинал, название денежной единицы и т. п. Указанная рекламная продукция может использоваться для различного рода махинаций», — считает Виталий Белорус. Сегодня вопрос ответственности за использование денег как носителей рекламы в украинском законодательстве не урегулирован, однако, по мнению Виталия Белоруса, эту проблему необходимо решать.

Надписи платить не мешают

Утрачивает ли банкнота, «испорченная» надписями рекламного или агитационного характера, свои платежные качества? Опрошенные «Водяным знаком» специалисты полагают, что в большинстве случаев такая банкнота не перестает быть платежной (хотя, конечно, все зависит от степени нанесенного банкноте ущерба).

«Банкноты с надписями относятся к изношенным и, если они не имеют признаков подделки, должны приниматься без ограничений физическими и юридическими лицами ко всем видам платежей, переводов и т.п. Банки обязаны без ограничений принимать такие банкноты от физических и юридических лиц и изымать из обращения. Поэтому население не должно бояться принимать деньги с незначительными надписями, — объясняет Виталий Белорус из Национального банка Украины. — Вместе с тем необходимо проводить разъяснительную работу относительно бережного отношения к денежным знакам, по внешнему виду которых можно судить об общей культуре в стране и работе банков­ской системы».

В Национальном банке Республики Беларусь отмечают, что решение о платежности той или иной банкноты принимается в соответствии с перечнем признаков платежности банкнот. «Согласно этому перечню, банкноты, имеющие посторонние надписи, загрязнения и так далее (если они не препятствуют определению подлинности и не свидетельствуют об их погашении), могут быть приняты в платежи. Кроме того, предусмотрены признаки, по которым банкноты не могут быть признаны платежными», — говорит Марина Демина.

А в Национальном банке Киргизской Республики считают, что проблема скорее в том, что само население не хочет иметь в кошельках «испорченные» день­ги: «Население вправе отказаться от приема банк­нот, на которые нанесены рисунки или надписи чернилами, красками или другими красящими веществами, в случае их выдачи в качестве сдачи при любых расчетах. Что касается влияния на платежные характеристики банкнот фактов нанесения посторонних надписей, то даже абсолютно новые банкноты с надписями или рисунками при поступлении в кассы банков обратно в обращение не выдаются. Они попадают в категорию ветхих банкнот, подлежащих уничтожению. В свою очередь, находящиеся в обращении подобные банкноты подлежат обязательному приему в качестве оплаты товаров или услуг торговыми точками и предприятиями, оказывающими услуги населению».

Анна Измайлова

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button