Журнал «Водяной знак» выпуск № 1-2 (33-34) январь-февраль 2006

ЧТОБЫ ВОДКА НЕ ПОДВЕЛА

C 1 января 2006 года на территории России введены новые федеральные специальные марки на алкогольную продукцию, пришедшие на смену прежним, в том числе и региональным маркам. Они существенно отличаются от тех, что применялись ранее, в первую очередь — большей защищенностью. Но основное нововведение заключается во внедрении новой системы учета винно-водочной продукции. Теперь государство не распределяет марки, а занимается системно-информационным учетом и контролем.

Чтобы заинтересованные органы могли считывать необходимую информацию с марок, на них размещен двухмерный штрих-код. «Этот штрих-код наносится на специальное белое поле на марке непосредственно перед наклеиванием этикетки на бутылку», — рассказывает руководитель направления приборов контроля подлинности объединения «Гознак» Алексей Салунин.

Правительством утверждены 5 видов новых федеральных специальных марок: для натуральных вин; для продукции, содержащей свыше 25% алкоголя; для игристых и шампанских вин; для алкогольных напитков с содержанием алкоголя от 9 до 25% и для вин. Кроме того, для алкогольных напитков с крепостью свыше 25% существует шесть вариантов марок — в зависимости от объема в литрах — до 0,1 литра, до 0,25 литра, до 0,5 литра, до 0,75 литра, до 1 литра и свыше 1 литра.

Разработка и запуск марок в производство стали для предприятий «Гознака» испытанием на динамичность и производительность.

При утверждении новых федеральных специальных марок перед «Гознаком» была поставлена задача, в соответствии с которой эти изделия должны быть напечатаны на рулонной самоклеящейся бумаге.

— Дело в том, — говорит Салунин, — что старые марки печатались листовым способом и именно на листовую печать был ориентирован весь технологический процесс производства марок. Марки при этом изготавливались с защитным комплексом, но без клеевого слоя.

До сих пор у «Гознака» практически не было опыта печати больших тиражей сложных изделий рулонным спосо­бом — партии региональных марок, которые производились на гознаков­ских предприятиях, особо крупными не были.

Еще одна особенность нынешнего заказа заключалась в том, что для рулонной печати марок впервые стала использоваться гознаков-­ ская бумага. Ранее региональные марки изготавливались как «Гознаком», так и всеми предприятиями, имевшими лицензии на производство защищенной продукции и занимавшимися выпуском марок на зарубежной самоклеящейся бумаге.

«Сейчас мы производим верхний слой на бумажной фабрике «Гознака». Это очень важно, так как в процессе производства бумаги мы внедрили в нее нить с символами «РФ» и защитные волокна, в том числе — «Зона». Подделок этого волокна еще не встречалось, и мы считаем, что бумажный носитель у нас защищен отлично», — убежден Алексей Салунин. По его словам, применение российской бумаги позволило также внедрить нанесение защитной голограммы с деметаллизацией: «Край голограммы неровный, содержит орнаментальный узор. Это специфическая защита — не все производители голограмм обладают технологией, позволяющей добиться такого эффекта. Это позволяет надеяться, что подделок голограмм станет существенно меньше». В нижней части новых марок применена цветопеременная краска в виде овала с аббревиатурой РФ.

«Использованы на новых специальных марках и наши традиционные ирисные переходы в офсетной части, и специальные краски, одна из которых обладает УФ-излучением, и специальные краски для приборного контроля, и химическая защита», — продолжает рассказ о защитном комплексе новой продукции Алексей Салунин.

Для того чтобы контролирующие органы могли быстро и эффективно проверять подлинность марок, «Гознак» изготавливает маркеры в виде фломастеров со специальными реагентами, которые позволяют проверить химическую защиту марки.

Еще одна новинка: на обратной стороне марки нанесен дополнительный двухкрасочный рисунок, одна из красок которого обладает УФ-излучением. На светлых прозрачных бутылках его можно увидеть через стекло. «Это важный элемент защиты, так как большинство подделок касается водки, на бутылках с которой этот рисунок отлично просматривается», — говорит Алексей Салунин.

Также если смотреть под углом, то в отраженном свете в верхней части марки можно увидеть повторяющееся слово «Россия», которое нанесено прозрачной краской.

Новая марка хорошо защищена и с точки зрения графики — на ней применены более удачные по сравнению с предыдущими марками графические элементы защиты. По мнению разработчиков, квалифицированные эксперты смогут определять подлинность марок уже по одной только графике. Как и все предыдущие региональные марки, новые марки защищены просечками для защиты от переклеивания.

Марки выпускаются двумя предприятиями — Московской типографией «Гознака» и Пермской печатной фабрикой «Гознака».

Елена Киселева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button