ТАКОЕ БЫВАЕТ РАЗ В ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
30 августа 2005 года Казань — столица республики Татарстан — будет отмечать свое 1000-летие. Центральный банк Российской Федерации уже поздравил всех нумизматов с этим событием — в июне в обращение выпущено шесть памятных монет, имеющих непосредственное отношение к Казани. Четыре из них образуют серию «1000-летие основания Казани», пятая монета, посвященная Раифскому Богородицкому монастырю, выходит в серии «Памятники архитектуры России». Шестая монета «Казань» (XI век) относится к традиционной серии «Древние города России».
Все шесть монет были созданы художником Санкт-Петербургского монетного двора Антоном Щаблыкиным. В процессе работы он изучил большое количество материала, посвященного Казани. По словам художника, хоть он ни разу воочию не был в столице Татарстана, теперь он в ней уже хорошо ориентируется и даже может провести экскурсию по архитектурным памятникам Казани.
Каждая серия монет имеет свой оригинальный стиль. Так, памятная монета серии «Древние города России» не похожа на остальные 5 монет, посвященных Казани, но зато имеет много общего с другими монетами, выходившими в данной серии. На памятной 10-рублевой монете изображены стены Кремля с высящимся за ними Благовещенским собором, дозорной башней Сююмбеки и губернаторским дворцом. Под кремлевскими стенами течет Волга, в верхнем правом углу изображен герб Казани, на котором — геральдический василиск Зилант. За столетия своего существования он несколько видоизменился, но по-прежнему защищает стены Казани. Интересной деталью является то, что рядом с кремлевскими стенами видны силуэты современных городских зданий. По замыслу художников, сочетание древних и современных строений может рассказать о городе лучше, чем отдельно взятый памятник архитектуры. Такая композиция подчеркивает смысл названия серии «Древние города России». Несмотря на столь солидный возраст — 1000лет, Казань остается современным городом.
3-рублевая серебряная монета серии «Памятники архитектуры России» посвящена Раифскому Богородицкому монастырю. Этот монастырь является одним из наиболее известных и почитаемых монастырей Татарстана. Он знаменит не только своим архитектурным ансамблем, но и тем, что здесь хранится Грузинская икона Казанской Божией Матери.
Основателем Раифского Богородицкого монастыря был иеромонах Филарет. Постригшись в монашество в московском Чудовом монастыре, он отправился в путь по Волге. Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасопреображенского монастыря. В 1613 году он построил себе хижину в Раифской пустыни. Постепенно к нему присоединились другие монахи, и было образовано братство. В 1662 году, уже после смерти Филарета, было начато строительство Раифского Богородицкого мужского монастыря, в который 6 лет спустя была передана копия Чудотворной иконы Грузинской Божией Матери.
Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной.
В 1928 году монастырь был полностью закрыт, а в 1933 году на его территории была организована Трудовая коммуна ОГПУ, куда ссылали политических заключенных. Возрождение монастыря началось лишь в 1990 году с посещения Раифского монастыря игуменом Всеволодом.
Раифский Богородицкий монастырь известен и своим архитектурным обликом. Несмотря на утраты и более поздние постройки, монастырь сохранил цельность облика до наших дней. Это единственный в Татарии сохранившийся монастырский комплекс, выдержанный в стиле барокко и предшествующих традиций XVII века.
Первоначально все монастырские постройки, включая ограду, были деревянными. Современный каменный ансамбль сложился за короткое время в 1690–1717 годах. Сравнительно небольшой по размерам комплекс, в плане имеющий форму пятиугольника, был обнесен по периметру невысокими стенами с башнями. Эта ограда носила традиционный для монастырей того времени оборонительный характер, оправданный расположением обители вдали от города, среди инородцев. Как обычно, по углам крепости стояли круглые башни, а на пряслах — прямоугольные, проездные и с церквями. Главная дорога из Казани вела к Святым вратам в восточной стене. Вторые Святые врата «к озеру» акцентировали парадный фасад монастырского комплекса с южной стороны.
В облике дошедших до наших дней построек Раифского монастыря нашли свое отражение многие стилевые направления российской архитектуры последних веков. Первый из них — это так называемое «нарышкинское» или «московское» барокко, ставшее последним ярким явлением древнерусского зодчества в конце XVII — начале XVIII века. Для архитектуры этого стиля характерны асимметричные композиции, скомпонованные в живописный, свободный, но целостный ансамбль, декоративность и яркая красочность внешнего облика построек.
Однако на облик древних построек Раифы повлияло не только «московское» барокко. В их общей аскетичности, некоторой скульптурности, основанной на сочетании различных объемов, можно усмотреть отражение архаичных форм архитектуры как никоновского времени, так и основанных на еще более древней традиции черт псковско-новгородской архитектурной школы.
Последний период активных строительных работ в монастыре относится к концу XIX — началу XX в. В 1904–1910 гг. был возведен новый холодный Троицкий собор, решенный в характерном для конца XIX века псевдорусском стиле со стилизацией форм под кирпичное узорочье XVII века.
Таким образом, строительная история ансамбля Раифского монастыря отразила изменения архитектурных вкусов целой эпохи, начиная от средневековья и до новейшего времени, в целом оставаясь при этом ярким памятником древнерусской культуры.
Для того чтобы отразить все своеобразие монастырской архитектуры, Антон Щаблыкин показал его сверху, подчеркнув особенности как каждого отдельного строения, так и всего ансамбля в целом. Над рельефным изображением архитектурного ансамбля монастыря имеется надпись «Раифский Богородицкий монастырь», внизу в две строки — «осн. в XVII в.» и «Татарстан».
Серия «1000-летие основания Казани» включает в себя четыре монеты: серебряные 3-рублевую и килограммовую 100-рублевую, а также 50-рублевую золотую монету и килограммовую золотую монету достоинством 10000 рублей.
На монетах изображены основные вехи в истории Казани и наиболее яркие достопримечательности столицы. Это Казанский кремль, Университет, Театр оперы и балета. Четвертая монета рассказывает об истории и предках нынешних жителей Казани — великих болгарах.
Серия имеет несколько особенностей — как художественных, так и технических.
Антон Щаблыкин нашел новое, неожиданное решение. На всех монетах центральное изображение виднеется через стилизованную ажурную арку. Так художник сумел передать национальный колорит Казани — места, где столкнулись европейская и азиатская культуры, христианское и мусульманское вероисповедания, древность и современность. Ощущение воздушности придает монетам и технология, которая была использована при их изготовлении. Впервые матированный орнамент на монете был сделан не вручную гравером, а при помощи новой техники. Это дало возможность добиться более качественного и быстрого результата, поскольку матирование — процесс непростой и длительный для гравера. Объединение идеи и усилий художников и технологов привело к оригинальному современному решению.
На всех монетах тонкой изогнутой линией вырисовывается силуэт кремлевских стен и других архитектурных памятников Казани. Это также придает определенный стиль и национальный колорит памятным монетам.
Каждая достопримечательность, запечатленная на монете, имеет свою историю: и Татарский академический театр оперы и балета имени М. Джалиля, и знаменитый Казанский университет, открытый в 1804 году. На серебряной монете достоинством 100 рублей в обрамлении стилизованной узорной арки расположены рельефные изображения историко-архитектурного заповедника «Великие болгары» на месте столицы средневекового государства Болгария (Булгария) Волжско-Камская. Оно было основано в Х веке на территории Среднего Поволжья и Прикамья. На монете изображен воин в древних доспехах и с оружием.
Особое место среди монет данной серии занимает золотая монета с изображением панорамы архитектурных памятников Казанского кремля. Во-первых, эта монета имеет массу драгоценного металла в чистоте 1 кг, во-вторых, отчеканена тиражом всего 150 штук и, в-третьих, имеет интересное художественное решение. Архитектурный ансамбль выглядит объемным из-за оригинального расположения на поверхности монеты.
Серебряная монета достоинством 3 рубля выпускается тиражом 10 тысяч штук, а золотая 50-рублевая монета с изображением Казанского университета — тиражом полторы тысячи штук. Обе монеты выполнены качеством «пруф». Качеством «пруф-лайк» изготовлены серебряная монета достоинством 100 рублей «Великие болгары» (ее тираж 500 штук) и золотая килограммовая монета «Кремль».
Татьяна Балуева