Журнал «Водяной знак» выпуск № 5 (25) май 2005

ЭПОХА КАРТОЧНЫХ ОТКРЫТИЙ

На наших глазах происходит революция в «пластиковой философии»: пластиковые карты перестают быть просто финансовым инструментом — они становятся все более и более интеллектуальными.

Очередная научно-практическая конференция «Cards Line-2005», состоявшаяся в апреле в Москве, констатировала, что времена, когда производители и эмитенты радостно подсчитывали количество карточек, окончательно миновали.

Теперь конкуренция разворачивается на поле универсализма применения карточки и в сфере тотального влияния на психологию держателя карты.

Если всего лишь около полугода назад участники рынка на одной из конференций демонстрировали в своих докладах возможности внедрения систем лояльности на приложении карт, то сегодня они дискутируют о максимальной эффективности построения и работы таких систем.

Записав на смарт-карту возможность копить баллы и скидки в торговых сетях, входящих в систему, потребителя психологически привязывают к определенным торговым точкам. Если же к этому прибавить еще психологическую легкость, с которой человек совершает покупки, расплачиваясь карточкой, а не наличными, то цифра увеличения объемов продаж в системах лояльности на 40–50% уже не кажется нереальной.

Однако системы лояльности — эффективный, но далеко не единственный инструмент, позволяющий выстраивать сценарий трат и покупок держателя карты.

Стой, кто идет!

Вадим Комаров, представитель Центра безопасности бизнеса, представил систему контроля доступа на основе пластиковых карт для магазинов и ресторанов. Система выстраивается на основе предварительного аудита предприятия, вычисления мест, где происходят основные экономические потери, и практически блокирует возможность персонала злоупотреблять доступом к информационным и материальным ценностям.

Система электронного контроля доступа накапливает в базе данных сведения о перемещении персонала и на основе сигнала, поступающего с датчиков, самостоятельно принимает решения — отпереть дверь, послать сигнал тревоги на пульт управления или объявить всеобщую тревогу. При этом система еще и сообщает о попытках проникновения на объект лиц, не имеющих права доступа на него.

Система доступа для предприятий общественного питания обладает такими жесткими параметрами, какими до этого были наделены лишь системы контроля режимных и стратегических объектов, — развитие смарт-технологий дает возможность внедрять эти технологии практически повсеместно.

В качестве опознавательных знаков для системы предлагаются не только шифрованные, но и биометрические данные, вплоть до сетчатки глаза.

Сегодня разработчики уже не нуждаются в площади пластиковой карточки — они предлагают чипы, которые крепятся, например, на наручные часы. А это свидетельствует о том, что не за горами времена, когда согласие на вживление корпоративного чипа будет столь же обязательным, как наличие санитарной книжки при доступе к продуктам.

Причем биометрические параметры представляются разработчикам подобных многоуровневых и сложных систем наиболее перспективными, так как исключают передачу электронного пропуска другому лицу. Прикладывание пропуска одним лицом и проход другого исключаются видеонаблюдением.

Повсеместное внедрение таких систем допуска при последующем удешевлении их внедрения полностью ликвидирует как класс систему вахтеров с бессмысленным записыванием в пропуск фамилии посетителя и сделает запись биометрических данных на карточку столь же необходимой, как сегодня для жизни в мегаполисе необходим документ, удостоверяющий личность.

Тысяча и одно приложение

Вообще, по мнению Олега Махотина, представителя системы VISA в России, сегодня уже неэффективно использовать более дорогую по сравнению с магнитной смарт-карту как карту локальную — наиболее быстро и эффективно она окупается при помощи приложений.

Эволюционирует карта сразу в нескольких направлениях. Наиболее фантастичное из них для российских реалий — бесконтактные платежи. Наиболее реальное — карты с дуальным интерфейсом, в котором приложения практически равны по сложности и многофункциональности основной задаче карты — хранить и расходовать средства со счета.

Еще одна ниша, которую сегодня занимает VISA (а вслед за ней потянутся и остальные), — беспроводной или мобильный банкинг, когда осуществлять операции с карточкой можно будет при помощи мобильного телефона.

Вполне понятен интерес эмитентов к мобильному банкингу — только в России насчитывается около 80 миллионов абонентов сотовой связи, и это еще не окончательная цифра — рост «мобилизации» российских граждан продолжается, а потому будет эффективно использован международными платежными системами.

Все эти технологические изыски стали возможны и, главное, востребованы благодаря безопасности и защищенности смарт-карт по сравнению с магнитными картами.

Среди наиболее востребованных приложений, которые в самое ближайшее время могут появиться на картах VISA, Махотин называет социальные приложения, приложения страхования, дисконтные приложения, телефонные приложения и, конечно, приложения лояльности.

И если Россия пока только осваивает чиповые карты в массе и осторожно пробует запись приложений, то весь цивилизованный мир уже подвержен глобальной тенденции перехода на бесконтактные платежи, которые представляются населению более быстрыми и более удобными, нежели «допотопные» контактные.

Впрочем, сегодня говорить об интеграции России в международные платежные системы было бы преждевременно — если в России сейчас насчитывается всего около 15 миллионов смарт-карт, то в странах Евросоюза, где смарт-бум в самом разгаре, эмитируется порядка 20 миллионов смарт-карт ежемесячно. Российский бум (а в российскую статистику у западников традиционно входят и страны СНГ) еще впереди, и международные платежные системы и производители смарт-карт пока лишь предвкушают будущие объемы и готовятся их освоить.

На трамвай билета нет…

Транспортники тоже осознали преимущества использования транспортных смарт-карт — по сравнению с традиционными пятачками и жетонами смарт-карты дают колоссальную прибыль и возможность взыскивать с организаций средства за льготный проезд. Уже большинство метрополитенов России перешло или находится в стадии перехода на использование транспортных карт, и ведутся серьезные разговоры о том, чтобы внедрить в маршрутные такси бесконтактные райдеры, позволяющие считывать информацию с карты. Турникетов в маршрутках, по признанию специалистов, нет только потому, что физически невозможно оснастить тесный салон турникетом.

На очереди после метрополитенов и наземного транспорта с турникетами — железнодорожники. Все большее количество вокзалов пригородного сообщения оборудуется специальной аппаратурой для чтения магнитных и смарт-карт, все меньше у пассажиров шансов, не оплачивая билет, протестовать против качества обслуживания.

Уже сегодня на социальной карте москвича записывается информация о возможности льготного проезда — это первый вестник унификации пластиковой карты как единого документа и платежного средства одновременно. И сделано это не для удобства держателя карты, а для удобства тех, кому платят посредством карты. Студенческие транспортные карты сегодня, например, целенаправленно связывают с платежной картой, на которую начисляется стипендия. Делается это для того, чтобы исключить столь популярную у студентов передачу проездного другому лицу, бесконечные «потери» льготных билетов и прочие комбинации.

Самую большую прибыль из возможности записи транспортного приложения на платежную карту извлекут сегодня транспортники, а завтра этим вполне могут воспользоваться и другие монополисты — бесконтактная смарт-карта с неисчислимым множеством приложений (сегодня на обычную транспортную карту их можно записать до 16) открывает 1000 способов честного отъема денег у населения.

Основные проблемы, которые сегодня стоят перед эмитентами, — договориться о размерах, стандартах и правилах деления денег, которые окажутся на карте. Эта проблема достаточно сложная, но, учитывая взаимный интерес сторон к ее решению, преодолимая.

Елена Киселева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button