Журнал «Водяной знак» выпуск № 5 (25) май 2005

ВСЕ ЛУЧШЕЕ — ЗДЕСЬ

Демонстрируя мировым производителям банкнот и центральным банкам различных государств свои технологические возможности, объединение «Гознак» периодически выпускает рекламные банкноты.

Они не являются платежными средствами, зато на них представлены самые последние разработки в области защиты банкнот и другой полиграфической продукции от подделок.

Как правило, тематика рекламных банкнот приурочена к юбилейной дате какой-либо исторической личности или посвящается важной для государства дате. Рекламная банкнота 2005 года, выпущенная Пермской печатной фабрикой «Гознака», посвящена 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ее художественный образ создали художник фабрики Ольга Дудова и главный художник ППФГ Александр Комлев.

Начальник отдела разработки новой продукции «Гознака» Александр Мочалов считает, что это — наиболее удавшаяся за последнее время рекламная банкнота:

— Лицевая сторона была принята сразу и не переделывалась, А вот по поводу оборотной имелись сомнения. Первоначальный вариант, предложенный художниками, изображал сцены боевых действий. Затем решили, что, поскольку банкнота будет представлена на международных конференциях, изображение должно быть более интернациональным — например, встреча на Эльбе. А потом пришли к выводу, что иностранцам тоже близки общечеловеческие ценности, и изобразили встречу солдата и женщины, дождавшейся его с войны.

Художникам удалось органично вписать в художественную композицию защитные признаки таким образом, что они стали частью изобразительного ряда.

На мой взгляд, тема разработана художниками очень удачно: нет ни горя, ни ликующей радости, ни пафоса — спустя 60 лет пришло философское осмысление величия подвига, мудрость, пережившая потери и глядящая в вечность. Все это олицетворяет лицо старой женщины, на которое ложится отблеск Вечного огня (лицевая сторона банкноты).

Уже традиционный элемент MVC стал частью пламени. Языки пламени изображены и подчеркнуты и при помощи бескрасочного тиснения в металлографской печати. Сочетание специальных растров и ручной гравюры, изображающей весенние цветы, демонстрирует высочайший уровень мастерства и технологий. Столь же удачно вписаны в композицию цветопеременные краски и ныряющая нить. Нить в этой банкноте представлена в ее новой модификации — двустрочной. Каждая из нитей «ныряет» синхронно в заданном режиме по отношению друг к другу.

С точки зрения печати банкнота имеет ту же концепцию, что и предыдущие рекламные банкноты: на лицевой стороне применена как основная — металлографская печать, оборотная сторона отпечатана орловским способом. Такая концепция позволяет, с одной стороны, «уравновесить» защищенность обеих сторон банкноты, а с другой — под каждый из этих высокозащищенных способов отдать максимально возможную площадь, что позволяет представить их в полной мере.

В бумаге для банкноты использованы новые волокна, опробованы новые машиночитаемые краски с уникальными свойствами. Также при изготовлении банкноты использованы традиционные люминесцентные и метамерные краски, которые позволяют с помощью несложных приборов (сейчас, к примеру, широко распространены недорогие портативные УФ-источники в ручках) удостовериться в их наличии. Их применение незначительно увеличивает стоимость банкноты, но осложняет жизнь поддельщикам, потому что такие краски на свободном полиграфическом рынке не используются.

Один из важнейших визуальных признаков подлинности — многотоновый водяной знак на банкноте совмещен с филигранным знаком. Такое сочетание полутонового изображения с плавными переходами между темными и светлыми участками и контрастным светлым знаком является серьезным препятствием для имитаций водяных знаков надпечаткой. В то же время сам водяной знак несет зачастую смысловую и эстетическую нагрузку как самостоятельный элемент банкноты. Здесь во всей мере проявляются мастерство и талант специалистов-бумажников.

Уверен, что банкнота знаменует собой новый шаг в развитии защитного комплекса. То, что проверили и отработали при ее создании и печати, войдет в новые изделия «Гознака» в самом ближайшем будущем.

Пермяки подошли к изготовлению банкноты максимально творчески и ответственно и блестяще справились с заданием. Ведь банкнота будет не только образцом достижений «Гознака» на международных выставках. Есть у нее и еще одна, особая миссия. Вместе с поздравительной открыткой и подарком к празднику три тысячи ветеранов войны и трудового фронта, работавших на «Гознаке», получат рекламную банкноту. И убедятся, что им не стыдно за молодую смену, работающую сегодня. Предприятие, которое они сохранили во время войны, поколение, для которого они завоевали мирную жизнь, не подвели.

Елена Киселева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button