Журнал «Водяной знак» выпуск № 3 (23) март 2005

ОХРАНЯЕТСЯ ГОЛОГРАММОЙ

Блестящую переливающуюся голографическую наклейку сегодня можно увидеть на самых разных предметах: аудио и видеокассетах, лекарствах, промышленных товарах, алкогольных напитках. Голограмма может использоваться как составная часть этикетки, так и сама являться полноценной этикеткой.

О том, как применяется голография в этикетках, «Водяному знаку» рассказали специалисты по голографии ведущих российских фирм: ООО «Первый печатный двор. Голографические технологии», ОАО НПО «Криптен», ОАО «Концерн Росийские защитные технологии», ФГУП НТЦ «Атлас», МГТУ им. Н.Э.Баумана, НТЦ «Прикладная компьютерная оптика».

Защита или имидж?

По словам Глеба Самсонова, начальника отдела маркетинга ООО «Первый печатный двор. Голографические технологии», есть два основных способа использования голограммы в этикетках. Первый, наиболее естественный, — в виде фольги горячего тиснения, припресованной к этикетке. Однако такой способ требует наличия на предприятии, выпускающем этикетки, специального оборудования для тиснения голограмм. Поэтому на практике часто используется голографическая наклейка, приклеиваемая к полиграфической этикетке или непосредственно к упаковке. Это в ряде случаев проще, а, значит, технологичнее.

Как правило, производитель, используя голограмму, стремится не только улучшить внешний вид, но и защитить свое изделие от подделки. Хорошо сделанная голограмма помимо привлекательного дизайна обладает широким набором защитных признаков — это скрытые изображения, микротексты и другие трудновоспроизводимые элементы.

«Применение голограмм при производстве этикеток и упаковки можно условно разделить на два основных сегмента, — считает Борис Акимов, технический директор ОАО НПО «Криптен». — Во-первых, это применение голограмм как защитного элемента, и, во-вторых, как элементов имиджевого дизайна».

В первом случае голограмма ориентирована на защитную функцию и содержит в себе повышенные элементы защиты — микротексты, микроизображения, скрытые изображения, динамически изменяемые элементы. Голограмма при этом имеет эксклюзивное изображение, выполненное для конкретного заказчика. При применении же голограммы в качестве элементов оформления этикетки или упаковки чаще используется типовая голограмма с непрерывным рисунком без выраженных защитных признаков. Чаще голограммы на этикетки и упаковку используются в виде фольги горячего тиснения, но встречаются и самоклеящиеся этикетки. Широко используется во втором случае и так называемая «Holo-paper» — голографическая бумага и тогда печать этикетки идет по поверхности голограммы.

Подлинность плюс качество

Отдельная группа этикеток с голограммами — это специализированные комбинированные этикетки для подтверждения подлинности и качества товара, уплаты акциза и контроля за оборотом продукции. Основная функция этих этикеток — защитная, их цель — подтвердить качество продукции, уплату налогов. Наносятся они на продукцию, как правило, контролирующими органами. Эти этикетки содержат так же учетную информацию в виде серийного номера, штрих-кода и пр. На базе подобных этикеток в девяностые во многих регионах была создана система контроля качества товара (в основном это касалось алкогольной и аудио-видео продукции).

Положительный опыт работы с комбинированными этикетками и создание с их применением компьютерной системы обработки и анализа информации по обороту продукции был положен в основу создания региональных систем по взиманию акцизов и контролю за оборотом алкогольной продукции в субъектах РФ — это так называемые «региональные специальные марки». Сейчас в каждом регионе РФ используется своя региональная специальная марка в виде комбинированной этикетки с голограммой. Федеральная специальная марка на крепкой алкогольной продукции в настоящее время так же имеет голограмму как один из элементов защиты от подделки.

Впервые голограммы на этикетках стали использоваться уже более двух десятков лет назад. В 1979-80 годах первые защитные голограммы появились в пластиковых картах VISA, затем началось их применение в этикетках — за рубежом пленочные защитные голограммы активно использовались в этой области уже в восьмидесятых годах прошлого века. В России голограммы пришли на этикетки в середине девяностых годов.

«Техника изготовления пленочных голограмм (в виде самоклеящейся этикетки или фольги горячего тиснения) практически не меняется уже 15 лет, — утверждают Сергей Одиноков (МГТУ им.Н.Э.Баумана) и Вячеслав Поликарпов (ФГУП НТЦ «Атлас»). — Конечно, лучше стали сами пленочные материалы. Кстати, мировыми лидерами по производству пленочной фольги для голографии, по мнению господина Одинокова, являются итальянцы. В технике изготовления оригинала голограммы в настоящее время все больше используются компьютерные технологи, компьютерный синтез голограмм и электронно-лучевых литографов, что позволяет резко увеличить разрешающую способность в голографическом изображении до 0,2 мкм».

Диски, лекарства, запчасти. Далее везде?

Голограммы широко используются во многих промышленных областях. Кроме алкогольной продукции, наиболее широкое применение голограммы на этикетках и упаковках нашли на рынках аудио-видео продукции, лекарственных препаратов (маркировка голограммами упаковки), программных продуктов и автомобильных запчастей. По словам Бориса Акимова, технического директора ОАО НПО «Криптен», именно в этих областях производства подделки товара встречаются наиболее часто. Так, по экспертным оценкам годовые потери производителей программного обеспечения из-за фальсификаций составляют около 12 миллиардов долларов, парфюмерные компании теряют до 70 миллионов долларов в год, а производители запасных частей к автомобилям — 200 миллионов долларов в год.

Впервые проблема подделки лекарств проявилась в 1982 году. Тогда в Аргентине Всемирной организацией здравоохранения была обнаружена первая партия фальшивых лекарств, и за несколько лет доходы подпольных фармацевтов стали сопоставимы с прибылями наркобаронов. Общие потери в мире фармацевтических компаний составляют до 100 миллионов долларов в год.

По мнению господина Акимова, голограмма может использоваться в качестве доказательной базы того, фальсифицирован продукт или нет: при экспертном анализе есть возможность выявить до 15 квалификационных признаков (отличий) оригинала голограммы от ее подделки.

Знать бы, что искать

Сергей Одиноков, начальник лаборатории оптической голографии МГТУ им. Баумана, утверждает, что подделки голограмм, безусловно, имеют место, но не в массовом количестве. Технология выпуска голограмм сложна, требует специального оборудования и квалифицированных кадров. Для борьбы с подделками в основном идут путем усложнения дизайна голограмм и их изготовления по компьютерным технологиям с применением электронно-лучевых литографов, которых в нашей стране — считанные экземпляры.

По мнению Сергея Куракина, директора по производству ОАО «Концерн Российские Защитные технологии», имитации голограмм появляются примерно через полгода после появления товара с защищенной этикеткой на рынке. Для защиты продукции разработчики идут на усовершенствование голограмм, используются различные способы записи. Однако этого недостаточно, считает Сергей Куракин. Необходимо объяснить заказчикам, что дизайн голограммы необходимо периодически менять, чтобы фальсификаторы не успевали изготовить подделку. По его словам, серьезные компании, которые обеспокоены защитой своего бренда и своего товара, готовы идти на это.

Еще один способ защиты голограммы — это ее размер, считает директор НТЦ «Прикладная компьютерная оптика» Владимир Попов. По его мнению, голограмма должна быть большой и хорошо читаться, чтобы донести необходимую информацию: координаты, адрес заказчика и так далее. Мелкая голограмма плохо воспринимается и запоминается, поэтому ее легче подменить, сымитировать.

Немаловажную роль играет информационная поддержка. Для того, чтобы покупатель обратил внимание на этикетку и смог отличить ее от подделки, он должен знать, какие элементы должны на ней обязательно присутствовать. «Нужно воспитывать покупателя, — считает Глеб Самсонов («Первый печатный двор. Голографические технологии»), — чтобы он не бросался на любую блестящую метку, которую жулики называют голограммой. Фирмы, всерьез озабоченные тем, что бы голограмма работала на сто процентов, рекламируют как свою продукцию, так и свойства своей защитной голограммы».

Татьяна Балуева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button