Журнал «Водяной знак» выпуск № 2 (2) июнь 2003

ДЕНЬГИ И ЛЮДИ: КТО КЕМ УПРАВЛЯЕТ?

Деньги многолики. Это и мерило удачливости с благополучием, и оценка успешности. Это и атрибут бытия, и объект презрения. Деньги выступают как способ обеспечения комфорта и как коммерческая ценность. Для одного человека деньги ассоциируются с вещами, для другого — со свободой, для третьего — с зависимостью, а четвертый связывает их с любовью. Мы думаем, что владеем деньгами, но зачастую оказывается, что это они владеют нами. О психологических особенностях отношения людей к деньгам рассказывает доктор психологических наук, профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета Ольга ДЕЙНЕКА.

— О деньгах обычно говорят экономисты. А что может сказать о денежных купюрах психолог?

— Экономические теории исходят в основном из «безликости», «одинаковости» денег. Психологи, напротив, считают, что любые суммы денег являются объектом психологической оценки и она оказывает сильное влияние на то, как эти деньги будут потрачены.

С доказательством «психологизированности» денег мы сталкиваемся каждый день. Источник доходов, цель использования, форма денег и их номинальная стоимость влияют на то, как мы их тратим. Каждый знает, что крупные и мелкие купюры расходуются неодинаково. Тратя мелкие деньги, можно приобрести даже больше необходимого, а нежелание разменивать крупную купюру приводит к тому, что порой не покупается даже нужная вещь. В период денежных реформ люди стремятся обладать новыми деньгами и избавиться от старых, несмотря на их одинаковый правовой статус и номинальную стоимость.

— В русском языке существует множество поговорок про деньги: «деньги к деньгам», «деньги не пахнут» и другие. Насколько они правомерны с психологической точки зрения?

— Безусловно, деньги пахнут, и то, как они получены, влияет на то, как мы их тратим.

Каждый из нас, проследив за собой, заметит, что деньги, которые пришли неожиданно, достались «на халяву», тратятся легче. А то, что зарабатывалось долго и кропотливо, тратится бережно и экономно. При исследовании клептомании было обнаружено, что украденные деньги чаще тратятся на неблаговидные дела. Эту закономерность демонстрируют не только люди, но и фирмы, организации и даже правительства. Здесь же можно вспомнить и термин «отмывание денег». Через создание благотворительных фондов вор хочет освободиться от вины, облагородив деньги.

— Существует ли различие в восприятии денег у мужчин и женщин?

— Конечно. К факторам, влияющим на «денежное» поведение, относятся пол, возраст, социальное окружение, экономическое положение, личностные особенности и многое другое.

Исследования показали, что для мужчин деньги чаще, чем для женщин, являются мерилом успеха в жизни. Мужчины в целом более компетентны в обращении с ними и в большей степени склонны к риску ради денег. А вот переживания по поводу отсутствия денег и зависть к тем, кто их имеет, больше свойственны женщинам. С детства у мальчиков более выражена способность к финансовому самоконтролю, чем у девочек.

— Но наверняка на отношение к деньгам влияют и личностные особенности человека. Один с детства бережлив, а другой за день тратит все, что получает…

— Отношение к деньгам связано с личностными качествами, чертами характера и даже темпераментом. Оказалось, что экстраверты, то есть те, кто ориентирован на окружающий мир, относятся к деньгам более комфортно и беззаботно, чем интроверты.

Можно выделить также «денежные» типы личности. Их пять.

«Скряга» с увлечением копит деньги. Испытывает страх потери и недоверия со стороны окружающих. Для него деньги — это способ собственной защиты.

«Транжира» демонстрирует навязчивое и бесконтрольное поведение в отношении своих расходов, особенно в моменты депрессии и чувства отверженности.

«Денежный мешок» зарабатывает деньги для достижения высокого статуса и одобрения окружающих.

«Торгаш» охотится за дешевизной, поскольку приобретение вещей за минимальную сумму обеспечивает ему чувство превосходства. Он чувствует себя раздраженным и подавленным, если ему приходится платить ту цену, которую запрашивают.

«Игрок» ощущает власть, которую приносит выигрыш, а его ожидание компенсирует риски проигрыша.

У людей в норме обычно проявляется тяготение к одному из этих типов, но чаще личности свойственна комбинация из нескольких описанных типов.

— Между людьми разных денежных типов случаются конфликты? Ведь людям, по-разному относящимся к деньгам, наверное, бывает трудно общаться.

— Особенности денежного поведения проявляются и в бизнесе, и в семье. Деньги и проблемы, связанные с ними, часто маскируют психологические конфликты. Ссоры из-за денег, доходов или расходов служат защитным барьером от глубинных тревог, страхов, чувства одиночества, комплексов неполноценности. Споры по поводу денег часто являются отводным клапаном для отрицательных эмоций, особенно тех, которые не впускаются в сознание.

— А как можно объяснить тягу населения к финансовым пирамидам?

— Десять лет назад финансовые пирамиды процветали, потому что люди были доверчивы, у них не было опыта. Кроме того, у реформирования, как и у эмиграции, есть три стадии: эйфория, разочарование и стадия реализма. Сейчас мы живем в более реалистичной фазе. А тогда было всеобщее ощущение эйфории: открытые границы, свобода, вера в чудо.

Потом это прошло, и аферистам стало труднее действовать. Теперь они применяют специальные технологии, более утонченные методы. Это техника убеждения, внушения, использование 25-го кадра, влияние на подсознание.

Впрочем, всегда есть люди ведомые, слабые, которые чаще всего и оказываются жертвами. Существует еще одна причина денежного риска — самонаказание. Это очень интересный психологический феномен, когда человек желает проиграть, тем самым наказывая себя за что-либо.

— Изменилось ли за последнее время отношение россиян к деньгам?

— В нашем обществе произошли большие перемены: перестройка, реформирование. Мы адаптируемся к новой системе. Конечно, это происходит не сразу. С 1991 по 1995 год «бюджетная» интеллигенция вела себя очень легкомысленно по отношению к деньгам. В этой социальной группе была слабо представлена так называемая поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности. Но уже в 1995—1996 годах практически во всех социальных группах произошли сильные изменения: деньги стали значимы, ценны. С психологической точки зрения это неплохо.

Существует закономерность: чем ценнее деньги для людей, тем выше показатели экономического роста в стране. У людей появляется понимание, что труд стоит денег и вещи стоят денег, появляется бережливость, учет. При адаптации к рыночным условиям произошел переход от коллективизма к индивидуализму, от идеализма к прагматизму. Теперь наша главная задача — вновь научиться координировать усилия, реанимировать навыки взаимопомощи.

Татьяна Балуева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button