Журнал «Водяной знак» выпуск № 2 (112) апрель 2015

«Русский авангард» потряс банкнотный мир

В середине мая в Ванкувере (Канада) на международной конференции «Currency Conference» ФГУП «Гознак» представил новую рекламную банкноту «Русский авангард». Дизайн банкноты, созданный художниками Гознака, представляет собой стилизацию образов русского авангарда 20–30-х годов прошлого века с использованием элементов работ всемирно признанных лидеров этого направления Павла Филонова и Казимира Малевича. Интерес, который вызвал у специалистов банкнотной отрасли использованный в этой банкноте комплекс защитных признаков, можно сравнить разве что с интересом к памятной банкноте «Сочи 2014». О защитном комплексе новой рекламной банкноты Гознака нашему журналу рассказал заместитель генерального директора ФГУП «Гознак» по науке и развитию Андрей КУРЯТНИКОВ.

Мы не намерены уступать дорогу

– Перед тем как приступить к созданию рекламной банкноты, специалисты Гознака всегда прорабатывают несколько вариантов концепций дизайна. В этом году была выбрана тема русского авангарда, в том числе и потому, что ничего подобного мы еще не 

выпускали.

Также мы выбрали вертикальное расположение банкноты с обеих сторон.

В защитный комплекс рекламной банкноты вошли как уже ранее прорекламированные нами защитные признаки, так и совсем новые, которые демонстрируются нами впервые.

Однако и те признаки, которые демонстрировались нами ранее, на этой банкноте размещены в модифицированном варианте. В таком виде они еще не применялись нами на тиражных изделиях.

Мы полагаем, что все признаки, использованные нами на рекламной банкноте, в ближайшем будущем найдут широкое применение в банкнотном производстве.

По пути модификации сейчас идет большинство банкнотопроизводителей. Мы не намерены уступать им дорогу, мы готовы предложить заказчику не только абсолютно новые разработки, но и модифицированные версии уже зарекомендовавших себя признаков.

Самая широкая нить

– Особое внимание я бы обратил на технологию введения нити в банкноту и нить «Mobile». В бумагу введена нить предельно допустимой ширины – 7,5 мм.

Здесь использована та же технология, по которой нить введена в действующие банкноты номиналом 500 рублей и 5000 рублей, однако на рекламной банкноте нить гораздо шире, а окна – значительно больше. В результате лучше можно наблюдать оптический эффект в самой нити.

Полагаю, что по сравнению с мировыми аналогами у нашей нити «Mobile» – самый высокий потенциал. Наша нить совмещает в себе три оптически-переменных эффекта: кинетический – изменение изображения при изменении угла наклона, оптически-цветной эффект (при изменении угла наклона появляется цветное изображение и исчезают буквы) и эффект микроперфорации (текст виден только на просвет).

Знаменитая «Зебра»

– Защитный признак «Зебра», впервые использованный нами в памятной олимпийской банкноте «Сочи 2014», присутствует на рекламной банкноте в новом варианте.

На банкноте «Сочи 2014» он был выполнен в полимерном окне. Теперь мы смогли воспроизвести тот же самый эффект на банкнотной бумаге. На рекламной банкноте при рассмотрении защитного признака «Зебра» можно увидеть изображение, похожее визуально на водяной знак. При изменении угла наклона банкноты изображение будет изменять оптическую плотность – переходить из светлого в темный и наоборот.

Острый интерес банков

– Еще один интересный защитный элемент, привлекающий пристальное внимание многих центральных банков, – оптически-переменный элемент, созданный благодаря совмещению офсетной и металлографской печати. Этот признак относится к семейству широко известных признаков семейства HMC и MVC.

На рекламной банкноте эти оптически-переменные признаки расположены и на лицевой, и на оборотной стороне. Причем в одном и том же месте. Более того – оба признака еще и совмещены с элементом на просвет.

Все цветопеременные эффекты, которые можно изготавливать без применения дополнительного оборудования и без применения дорогих красок, вызывают у банков острый интерес.

А уж когда элемент можно выполнить сразу с обеих сторон, да еще совместить с элементом на просвет, – он становится крайне привлекательным для центральных банков. К тому же, пока еще ни один другой банкнотопроизводитель в мире не может предложить такой комбинации защитных признаков.

Демонстрируется впервые

– Также впервые демонстрируется еще один защитный признак – стереоскопический эффект. Прежде он никогда не применялся в защите банкнот. Этот эффект заметен, если посмотреть на рекламную банкноту сквозь стереоскопические очки. Отдельные элементы стереоскопического изображения поднимаются над банкнотой на высоту 5?–?10 сантиметров.

Стереоскопический эффект сам по себе известен. Но если копируете на цветном ксероксе обычную картинку со стереоскопическим эффектом – этот же эффект будет присутствовать и на копии. А вот особенность защитного признака, разработанного специалистами Гознака, заключается в том, что стереоскопический эффект заметен только на оригинале. Секрет защиты этого элемента от копирования достигается за счет комбинации спецкрасок и особого способа печати. Даже имея в распоряжении спецкраски, но не владея секретом печати, имитировать этот защитный признак невозможно.

Работа над элементом велась достаточно долго, и в результате мы достигли цели – признак очень хорошо виден и не поддается копированию. Одним из основных его преимуществ является то, что можно контролировать подлинность сразу нескольких банкнот.

Самый старый новый признак

– И конечно, на банкноте есть самый традиционный защитный признак – водяной знак. Он тоже необычный. Как правило, на банкнотах присутствует либо многотоновый водяной знак, либо филигранный, а если применяются оба, то они разнесены по разным областям банкноты, так как изготавливаются они по различным технологиям. В новой рекламной банкноте Гознака мы совместили обе технологии и в результате получили водяной знак с многочисленными светлыми областями и световыми переходами. Сейчас по этому пути идут многие банкнотопроизводители. Мы показали, что в этой области также не отстаем от мировых тенденций.

Основания для успеха

– Уверен, что ряд защитных признаков, входящих в защитный комплекс рекламной банкноты, вызовет у специалистов банкнотной отрасли интерес не меньший, чем когда-то вызывала памятная банкнота «Сочи 2014».

В новую рекламную банкноту вложен очень большой объем информации, и разные специалисты увидят банкноту по-разному, оценивая, прежде всего, интересующий именно их пласт информации.

Впрочем, надеюсь, что сложность и многоплановость нашей рекламной банкноты не затмит сенсационность уникальных, единственных в мире разработок Гознака.

Кстати, в Ванкувере в рамках специализированной международной конференции «Currency Conferenсe» мы провели презентацию не только новой рекламной банкноты Гознака, но и других наших прорывных технологий. В частности, мы рассказывали и про «Пламет».

Сроки и планы

– Рекламная банкнота создается Гознаком один раз в два года. «Русский авангард» будет представляться на всех специализированных конференциях, которые состоятся за это время в различных странах мира, включая латиноамериканский, африканский, ближневосточный и азиатский регионы.

Работа над следующей рекламной банкнотой начинается месяцев за восемь до предполагаемого срока выпуска. Каждая рекламная банкнота, помимо новых признаков, включает в себя ряд модификаций. За год может появиться несколько ярких новых модификаций, может быть разработано несколько новых защитных признаков, которые необходимо будет продемонстрировать на рекламной банкноте.

В истории рекламных банкнот Гознака были прецеденты, когда мы «переиздавали» банкноту с особо удачным дизайном и модифицированным защитным комплексом. В частности, несколько лет назад Гознак дважды выпускал банкноту с изображением Галины Улановой – с разным набором защитных признаков.

Иногда возможны и другие варианты – если защитные признаки остаются актуальными, востребованными, вызывающими интерес заказчиков, дизайн банкноты может быть новым, а сам защитный комплекс – прежним, еще более выигрышно продемонстрированным в новом дизайне.

Каждая рекламная банкнота требует от специалистов больших усилий. В банкноте «Русский авангард» нам, пожалуй, удалось сделать больше, чем обычно: здесь представлены технологии, которые претендуют на абсолютную новизну.

Елена КИСЕЛЕВА

 

`
Back to top button