Журнал «Водяной знак» выпуск № 5 (109) октябрь 2014

Кения создает единый интегрированный реестр граждан

Надежный защитный комплекс документа сам по себе не является абсолютно непреодолимой преградой пути мошенников и террористов. Во время паспортного контроля на границе возникают ситуации, когда паспорт у пассажира подлинный, с подлинной фотографией, вот только сам пассажир является не тем, за кого себя выдает. Один из путей получения паспорта противозаконным способом – предъявление фальшивых или недостоверных первичных документов, например свидетельства о рождении. Свидетельства о рождении защищены намного слабее ID-документов, а иногда вообще никак не защищены, но с их помощью можно получить подлинный защищенный документ на чужое имя. Пути решения этой проблемы, включающие защиту первичных документов, создание единых национальных реестров для идентификации граждан, идентификацию личности путешественника в пункте пограничного контроля и другие меры, обсуждались на Десятом симпозиуме ИКАО по машиносчитываемым проездным документам (МСПД), биометрии и пограничному контролю. Галина Хаген, вице-президент консорциума «ЕДАПС» (Украина), рассказала о проекте в Кении, где правительство приняло решение о создании единого национального реестра граждан.

ИКАО (Международная организация гражданской авиации) в своей программе TRIP (программа идентификации пассажиров) отмечает: для того чтобы эффективно противодействовать терроризму и незаконному пересечению границ, необходима слаженная работа всех служб и государственных структур, которые имеют отношение к идентификации личности граждан, производству и контролю документов. В этой связи пограничный контроль, системы для проверки документов, программное обеспечение, изготовление и персонализация паспортов, базы данных граждан, которые пересекают границы, – все это звенья одной цепи, которая обеспечивает достоверность идентификации путешественника. Если эти звенья не работают скоординированно – желаемого результата не будет.

В центре стратегии ИКАО TRIP целостный, согласованный, скоординированный подход к взаимозависимым элементам управления идентификацией путешественника. Он включает следующие элементы:

– достоверные доказательства идентичности с использованием поиска информации, взаимосвязи и проверки личности владельца документа;

– изготовление стандартизированных машино-считываемых документов, которые соответствуют спецификации ИКАО;

– выпуск документов и контроль;

– системы проверки и чтения машиносчитываемых документов, включая использование PKD ИКАО;

– внедрение глобально совместимых приложений и протоколов.

Выполнение программы обеспечит оптимальное управление идентификацией, то есть все государства – члены ИКАО смогут однозначно идентифицировать пассажира по проездному документу с высочайшей степенью достоверности, безопасности и эффективности. Также будет упрощена процедура проверки документов.

Один из ключевых элементов программы – национальные реестры. Это национальные базы данных, в которых вся информация подверглась проверке, и ее можно считать однозначно достоверной. Если такие базы данных будут использоваться при производстве и выдаче паспортов, при контроле на границе, то появится уверенность в том, что паспорт выдан именно тому человеку, за кого он себя выдает.

Во многих странах существуют многочисленные базы данных, например, база данных избирателей, путешественников (тех, кто получал заграничные паспорта), пенсионеров или льготников, база данных идентификационных карт или внутренних паспортов. Но все эти базы данных существуют самостоятельно, между собой они не связаны и не контролируются перекрестно. Никто не занимается их дополнительной проверкой и верификацией. Иногда государство теряет много денег из-за недостоверных сведений, например при выплате тех или иных льгот.

– Насколько реально создать правильную схему взаимодействия?

– В качестве примера можно рассмотреть проект в Кении. Правительство Кении приняло решение о создании национального реестра IPRS (Integrated Population Registry). В нем должны быть зарегистрированы все граждане, проживающие в Кении и за рубежом, а также иностранные граждане, имеющие разрешение на проживание в Кении. Для этого необходимо было интегрировать имеющиеся реестры национальных агентств, избавиться от дубликатов, привести к единому формату оформления и провести высококвалифицированную регистрацию. В Кении существовало множество разрозненных баз данных: водительских удостоверений, новорожденных, браков и разводов, страхования здоровья и так далее. Они весьма разношерстные, так как создавались и записывались на разных технических платформах, оформлялись по разным принципам. За основу создания единого реестра правительство Кении решило взять пять национальных баз данных: информацию о рождении и смерти, информацию о браках и разводах, а также базу данных идентификационных карт, базу данных заграничных паспортов и списки иностранцев, проживающих в Кении. Информация из этих баз данных поступала в единый центр и там проходила проверку. После этого проверенным (достоверным) данным присуждался уникальный персональный номер – ПИН. Можно сказать, что это аналог ИНН – индивидуального номера налогоплательщика.

Затем было выбрано еще 6 национальных агентств, из которых поступала в центр дополнительная информация: это данные налогоплательщиков, данные о социальном страховании, о медицинском страховании и другие. Реестр избирателей не был включен в число интегрируемых баз данных, эту задачу государство пока решает отдельно. Впрочем, это вопрос времени, и включение данных избирателей в единый реестр в планах государства.

– Новорожденных теперь тоже регистрируют централизованно?

– Реестр рождений и смертей (Гражданский реестр) в Кении создавался нами с нуля. Теперь сразу после рождения ребенка регистрируют, и информацию заносят в базу данных. Это очень важно, так как именно сертификат о рождении является базовым документом гражданина, на основе которого потом будут выданы идентификационные документы. При занесении данных ребенка в реестр аккумулируется информация о его семье, запрашиваются данные свидетельства о рождении, и после этого присваивается ПИН-номер.

– Сколько времени уже длится работа по созданию единого реестра?

– Это широкомасштабный проект, одномоментно такую работу провести невозможно. Реестр начал работу в 2009 году, когда были подключены три национальных агентства. Гражданский реестр был разработан с нуля и подключен в 2010 году. В 2011 году мы начали подключать первых клиентов: это банки, кредитные бюро, мобильные операторы. Они оплачивают государству услуги по использованию достоверных персональных данных реестра IPRS. В 2013 году внедрена возможность биометрической верификации граждан. Развитие реестра IPRS продолжается, возникают новые задачи. В 2015 году будут внедрены мобильная верификация граждан и PKI-аутентификация. Правительство Кении уже рассматривает необходимость подключения достоверного реестра граждан к системам пограничного контроля для выявления террористов и незаконной миграции. Решение этой задачи полностью соответствует стратегии ИКАО TRIP.

Внедрение единого интегрированного реестра IPRS обеспечивает населению доступ к новым удобным услугам. Благодаря появлению IPRS в Кении стали доступны микрокредиты, которые можно получить онлайн, с помощью мобильного телефона. Для развивающихся стран это очень востребованная услуга. Обычно, чтобы получить кредит, надо идти в банк, заполнять бумаги, ждать, пока информация пройдет проверку, затем лишь получить ответ. Все это, возможно, сопровождается очередями и занимает много времени. Теперь услуга микрокредитования доступна онлайн, потому что данные кредитуемого проходят перекрестную проверку по нескольким базам данных. В IPRS выполняется сравнение информации из государственного Бюро кредитных историй и национального Комитета по коммуникациям (это информация, которую гражданин предоставил, когда регистрировал сим-карту к телефону), также может использоваться другая информация, например о налоговых выплатах. Если информация верна, идентификация гражданина выполнена и никаких темных пятен в его кредитной истории нет – гражданин моментально получает кредит. Сейчас этот революционный проект активно развивается в Кении при поддержке заинтересованных коммерческих банков и телекоммуникационных компаний.

Программа IPRS очень масштабная. В 2013 году c запуcком программы биометрической идентификации в разных регионах страны было подключено 120 пунктов по сбору биометрических данных, а также 250 пунктов регистрации новорожденных. Также работают региональные офисы, которые управляют процессом обмена данных с национальным реестром IPRS.

– 100% населения еще не зарегистрировано?

– Нет пока. По словам директора IPRS, до конца 2014 года планируется зарегистрировать до 90% всего населения. Насколько мне известно, в кенийской базе данных идентификационных документов сейчас порядка 25 миллионов граждан, зарегистрированных с отпечатками пальцев, а в IPRS – 22 миллиона. Данные подтягиваются в IPRS по мере обращения граждан за идентификационными документами.

– Кенийское правительство довольно результатом?

– Я могу об этом судить только по публикациям в кенийской прессе. Джордж Аньянго, директор IPRS, заявляет: «Сегодня Кения – единственная страна на Африканском контитенте с полностью функционирующей автоматизированной базой данных населения. Это наиболее всеобъемлющая база, включающая граждан Кении, кенийской зарубежной диаспоры и живущих в стране иностранцев».

На данный момент правительство Кении видит необходимость в усилении пограничного контроля за данными граждан, которые въезжают и выезжают из страны, чтобы убедиться, что они не занесены в международные базы данных лиц, которые подозреваются в терроризме. В этом случае необходимо будет подключить службы пограничного контроля к единому реестру. Если это произойдет, то пограничный контроль будет проходить с использованием достоверной информации. Об этом заявила недавно госпожа Мвенде Гатабаки, генеральный директор Департамента администрации по делам граждан Кении и иностранных граждан. Это как раз тот подход к идентификации, которого добиваются от правительств стран – членов ИКАО, и кенийское правительство пришло к такому решению самостоятельно.

С подключением систем пограничного контроля к единому реестру будет также решен вопрос проверки информации в базах данных Интерпола, интернациональной безопасности и так далее. Это полноценная задача создания комплексных систем управления идентификацией пассажиров в кооперации государства с международными организациями в рамках борьбы с терроризмом.

– Бывает ли, что граждане пытаются сознательно увильнуть от регистрации?

– Кения – не военизированное государство, и никто не заставляет людей регистрироваться. Граждане проходят регистрацию, когда у них возникает необходимость в получении идентификационной карты или заграничного паспорта. Идентификационный документ требуется при поступлении в школу и на работу, при пользовании каким-либо сервисом, при покупке сим-карты к мобильному телефону и так далее. Это естественный процесс, поэтому он идет постепенно.

– В данном проекте «ЕДАПС» занимается исключительно созданием IPRS? Или в Кении реализуются и проекты по документам?

– Проект по выпуску ИД-карт – это совершенно отдельный от создания национального реестра процесс. «ЕДАПС» в рамках проекта IPRS в Кении отвечает исключительно за создание архитектуры IPRS с использованием новейших программных и аппаратных технологий, внедрение и техническое обслуживание по мере его развития. Это очень масштабный проект.

Татьяна БАЛУЕВА

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button