Журнал «Водяной знак» выпуск № 6 (104) декабрь 2013

Первая памятная

Ровно за сто дней до открытия зимних Олимпийских игр 2014 года состоялась презентация памятной олимпийской банкноты. Презентацию провел известный спортивный комментатор Виктор Гусев. Саму памятную банкноту журналистам и гостям церемонии представили первый заместитель председателя Банка России Георгий Лунтовский и генеральный директор ФГУП «Гознак» Аркадий Трачук.

100 рублей за 100 дней

На презентации в Аннинском кавальере Петропавловской крепости присутствовали не только журналисты, но и участники Конференции по наличному денежному обращению – представители 26 центральных банков со всего мира.

Георгий Лунтовский рассказал, что дата церемонии была выбрана не случайно: «Совместно с Оргкомитетом «Сочи 2014» мы приняли решение выпустить эту банкноту именно за 100 дней до начала Олимпийских игр».

Как рассказал Георгий Лунтовский, банкнота уже доставлена в расчетно-кассовые центры во все регионы России и через коммерческие банки попала в оборот. Теоретически с ней можно зайти в магазин и расплатиться как обычной 100-рублевой купюрой, но практически, скорее всего, таких прецедентов не будет: «Это очень красивый сувенир, память об Олимпийских играх в Сочи. И я думаю, что человек, который получит в руки эту банкноту, будет ее хранить».

Кстати, изначально предполагалось выпустить банкноту тиражом 10 млн экземпляров. Но уже в ходе работы над банкнотой Банк России решил удвоить тираж.

Георгий Лунтовский обратил внимание на новый защитный признак, использованный в памятной банкноте, – это широкая полимерная нить с большим окном, причем исполнение самого окна – исключительно новое. «При изменении угла зрения на банкноту в окне виден иней. Этот защитный признак пока способен произвести только Гознак и никто другой в мире», – отметил Георгий Лунтовский.

Журналисты поинтересовались: какой будет следующая памятная банкнота? Представитель Банка России напомнил, что олимпийская банкнота – первая памятная в нашей истории. И что перед тем как принять решение о ее выпуске, шли долгие дискуссии, нужно ли это делать. В итоге этих дискуссий было решено выпустить банкноту общего номинального ряда, сторублевую: «Первоначально задумывалось выпустить банкноту номиналом 25 рублей. Но потом мы подумали и решили не менять номинальный ряд, выбрав номинал из уже существующих в обращении».

«В наших планах пока нет идеи выпуска новой памятной банкноты. Но, возможно, когда мы начнем готовить специальную монетную программу к чемпионату мира по футболу, то придем к решению выпустить еще одну памятную банкноту», – сказал Георгий Лунтовский.

Энергия молодости и вековые традиции

Генеральный директор ФГУП «Гознак» Аркадий Трачук подчеркнул, что презентация банкноты проходит на территории Петропавловской крепости, где уже почти 300 лет Санкт-Петербургский монетный двор чеканит российскую монету.

«Каждая банкнота и монета, – сказал Аркадий Трачук, – получается в результате труда сотен людей. Но среди этих людей есть те, благодаря кому совершаются первые шаги на пути создания монеты или банкноты. Это художники. Те, кто придумывает идею, реализует ее, дорабатывает до технологической реализации. Когда мы работаем над созданием обычных банкнот, мы можем использовать труд только художников-специалистов. Но при подготовке банкноты, посвященной Олимпиаде, празднику молодости и спорта, нам захотелось привлечь молодых художников. И мы организовали конкурс в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Российской академии художеств среди студентов. И победителем этого конкурса стал Павел Бушуев, который предложил свою идею».

По словам А. В. Трачука, в эскизе Павла привлекло, во-первых, вертикальное расположение, что для российских банкнот нетипично, а во-вторых, те энергия и задор, которые исходили от сноубордиста.

«Конечно, от эскиза до банкноты – долгий путь. И основная заслуга в том, что идея эскиза была реализована в банкноте, принадлежит художнику Банка России Сергею Козлову, который и довел эту банкноту до того образа, который в итоге отпечатан, – продолжил Аркадий Трачук. – А художники и специалисты Гознака довели ее до технической реализации».

Аркадий Трачук посоветовал журналистам и всем гражданам при знакомстве с памятной банкнотой обратить внимание на три главных визуальных защитных признака: водяной знак с логотипом «Сочи 2014», прозрачное окно в банкноте и переливающееся изображение Жар-птицы.

Круто нарисовать настоящую банкноту!

Автор идеи дизайна банкноты Павел Бушуев во время презентации далеких планов не строил: «Пока не знаю, что будет дальше, мне бы диплом защитить».

Дипломом студента пятого курса Института им. Репина станут иллюстрации к «Гулливеру» Д. Свифта, выполненные тушью и пером. Мастер курса, на котором учится Павел, – народный художник России Андрей Пахомов.

Сам Павел, когда увидел первую презентацию банкноты в марте 2013 года в Сочи – тогда журналистам показали только ее эскиз на экране, – приятно удивился: «Думал, что банкнота изменится гораздо сильнее по сравнению с моим эскизом. Но от него осталось довольно много».

Два года назад, узнав о студенческом конкурсе на идею эскиза банкноты, Павел Бушуев подумал: «Круто поучаствовать в таком конкурсе и нарисовать настоящую банкноту!» Изначально на конкурс было представлено около 30 работ, и только половина из них была отобрана жюри для внимательного рассмотрения.

Сродни командным видам спорта

Художник Банка России Сергей Козлов в эксклюзивном интервью «Водяному знаку» рассказал о том, как шла работа над уникальной банкнотой.

– Когда было принято решение о создании этой банкноты, мы поставили целью показать уникальность Сочи как места для проведения зимних Олимпийских игр. Наверное, впервые Олимпийские зимние игры проводятся в субтропиках. Практически это означало, что надо изобразить и заснеженные Кавказские горы, и почти субтропические сады приморских бульваров. Такое художественное решение лучше всего сочеталось с вертикальным расположением банкноты, но – одновременно ограничивало количество видов спорта, представители которых могли бы органично вписаться в вертикальную композицию банкноты. Практически выбор был между горнолыжным спортом, прыжками с трамплина и фристайлом. Поэтому, когда нам рассказали про работу победителя студенческого конкурса, это стало весомым аргументом в пользу того, чтобы на лицевой стороне банкноты изобразить именно сноубордиста. Поэтому мы очень благодарны молодому коллеге.

Работа над созданием банкноты сродни командным видам спорта. Здесь важно как индивидуальное мастерство каждого участника процесса, так и командный дух и умение работать в коллективе. Поэтому хочу выразить благодарность специалистам Гознака, с которыми мне посчастливилось работать над этой банкнотой. Понятно, что невозможно перечислить всех, кто принимал участие в реализации проекта, таких людей очень много. Но есть люди, которых нельзя не назвать. Это – руководитель проекта Александр Мочалов, дизайнеры Московской печатной фабрики Гознака Сергей Сыромятников, Елена Хмылова, граверы Виктор Стариковский и Владимир Малофейкин, инженер Алексей Клименко, технолог цеха 41 Сергей Гераськин, главный художник Галина Ремизова, технологи МПФ под руководством главного технолога Татьяны Петровны Ипатовой и, конечно, художник ФГУП «Гознак» Тахир Касьянович Сейфулин. Именно благодаря работе этих людей, очень кропотливой и творческой, эскиз превратился в полноценную банкноту.

Художественное решение памятной банкноты сильно отличалось от традиционного банкнотного дизайна. И то, как специалисты Гознака выходили из сложных ситуаций, вызывает искреннее восхищение.

Как обычно, перед началом работы над дизайном банкноты обсуждался ее защитный комплекс. Без этого ничего не получится. Можно, конечно, создать некий отвлеченный образ. Но он будет настолько далек от того, что получится в дальнейшем, что это не имеет особого смысла. Без разработанного защитного комплекса можно говорить только об идее банкноты. Так, например, когда Павел Бушуев принимал участие в конкурсе, он не имел представления о защитном комплексе, но у него была интересная, свежая идея со сноубордистом. И она очень хорошо совместилась с представлением Банка России о самой банкноте. Эта идея придала банкноте динамичность, чувство полета. Но, конечно, если серьезно рассматривать в целом банкноту как сложный технологичный продукт, то надо начинать разработку дизайна, опираясь на уже сформированный защитный комплекс, который должен быть на банкноте.

Несмотря на свой небольшой размер, памятная банкнота вмещает в себя огромное количество защитных признаков, сложных многоуровневых изображений, специальных фоновых сеток, микротекстов, узоров. И работа над таким дизайном была действительно большой, сложной, а порой и ювелирной. Теперь, когда банкноту уже можно пощупать, хотелось бы каждому, кому она может попасть в руки пожелать внимательно ее рассмотреть, чтобы увидеть необычайную сложность и многоуровневость этого изделия.

Каждый элемент банкноты не является случайным. Он проработан в защитном плане и тщательно вписан в общий художественный образ банкноты. Например, идея разместить изображение Жар-птицы пришла по ходу работы. Когда нужен был достаточно крупный красочный элемент для печати специальной краской, мы долго думали о том, что за элемент должен быть на этом месте. Факел для этой цели не подходил – он достаточно изящный, но прорезной, тонкий. И вдруг вспомнились переговоры с Оргкомитетом «Сочи 2014» в самом начале работы над банкнотой. Поскольку одним из основных символов Олимпийских игр а Сочи стало лоскутное одеяло, с изображениями орнаментов различных народов, проживающих в нашей стране, вдруг сформировался образ сказочной гжельской птицы, которая могла бы стать не только достойным изображением для защитного элемента, но и украшением банкноты.

С факелом было сложнее. Нам сначала его показали, но его форму сохраняли в тайне и мы не имели права явно его демонстрировать. Поэтому появилась мысль – поместить его в виде скрытого изображения на фоне ромбов элемента HMC. Там он виден не явно, а проявляется только под определенным углом. Так, исходя из складывающихся обстоятельств, появлялись все новые штрихи банкноты.

Похожая история повторилась и с большим прозрачным окном в бумаге. Эффект защитного признака был очевиден – изображение должно просматриваться с лицевой и оборотной сторон банкноты, меняя цвет со светлого на темный. Но вот как обыграть этот эффект в сочетании с основной идеей дизайна банкноты? Сначала предполагалось поместить дельфина рядом с морем, которое было изображено ниже. Но одновременно требовалось еще и закамуфлировать это окно, чтобы оно органично существовало в дизайне, а не выглядело просто дыркой в бумаге и заплатой в рисунке. В итоге возникло решение – проталина в заиндевелом окне. Все оценили эту идею, и она отлично вписалась в общий дизайн банкноты.

Очень хочется, чтобы все, кто будет держать банкноту в руках, получили удовольствие от ее рассматривания. Даже на первый взгляд однородные участки изображения таят в себе сложные переплетения сеток и микрорастров. Если посмотреть на лоскутное одеяло в лупу, можно увидеть, что все оно «соткано» из рисунков, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких элементов.

Я бы сравнил банкноту с видом Земли из космоса. Когда мы постепенно увеличиваем ее изображение, то замечаем материки, потом лесные массивы и города, потом – отдельные дома и людей. Поверьте, банкноты очень интересно рассматривать – причем не только памятные, но и любые другие.

Елена КИСЕЛЕВА

 

`
Back to top button