Журнал «Водяной знак» выпуск № 3 (101) июнь 2013

Компьютер дизайнера не заменит

В мае 2013 года ФГУП «Гознак» стал членом Международной ассоциации банкнотных дизайнеров – IBDA. Решение о создании IBDA было принято на первой конференции дизайнеров банкнот, прошедшей в Женеве в сентябре 2010 года.

В связи со вступлением Гознака в IBDA в Москву приехал президент Международной ассоциации банкнотных дизайнеров Марк Стивенсон. «Водяной знак» попросил господина Стивенсона рассказать о работе IBDA и основных тенденциях мирового банкнотного дизайна.

– Как создавалась Ассоциация и как вы стали ее президентом?

– Так получилось, что с 2007 по 2009 год я много путешествовал по миру и работал с банкнотными дизайнерами. При этом было совершенно очевидно, что у большинства дизайнеров есть в распоряжении новейшие разработки, но они используют только небольшой процент этих возможностей. У них есть инструменты, но не знания, которые можно использовать оптимальным способом. Стало ясно, что можно добиться эффекта, объединив дизайнеров с целью получения этих знаний.

Я не планировал возглавить Ассоциацию: я пришел из банкнотного производства, а до этого учился на юриста и ничего не знал о дизайне. Но вышло именно так.

– Вас не пугало, что создание и производство банкнот – очень закрытая сфера и дизайнеры вряд ли могут делиться своими секретами?

– На самом деле, это скорее преимущество, чем недостаток, потому что все мировое сообщество банкнотных дизайнеров – это маленькая группа людей, где все друг друга знают не только как профессионалов, но и на личностном уровне. И это значительно упростило создание Ассоциации.

– Планируется ли организовать общение между художниками и другими участниками конференций в каких-то онлайн-форумах?

– На сайте Ассоциации уже есть специальный защищенный раздел, на котором дизайнеры могут общаться в закрытом для всех остальных режиме.

Вырастить граверов

– Когда состоится первый выпуск школы граверов?

– Мы выпускаем первого полностью квалифицированного мастера в июне 2014 года. Его зовут Хуан Пабло Ромо, он представитель Центрального банка Мексики. Кроме Хуана Пабло, Роберт Кук из Австралийской банкнотной фабрики уже получил аккредитацию Академии, а в сентябре этого года 2 или 3 новых студента начнут обучение для получения диплома IEA и степени.

– Студенты школы направляются организациями или приходят по желанию?

– Хуан Пабло Ромо – особый случай. Его наставник собирается на пенсию. А сам он, уже будучи гравером, сейчас повышает квалификацию, чтобы стать мастером-гравером. Поэтому мы разработали индивидуальную, очень интенсивную двухгодичную программу обучения. Хуан Пабло проведет бoльшую часть времени своего двухгодичного обучения в Урбино, в академии или на производстве у партнеров Ассоциации, интенсивно обучаясь. Он уже завершил первый год обучения, и ему остался еще один год. Почти все это время его не будет в Мексике. Менее квалифицированные мастера могут учиться в Академии до шести лет, но подход при этом всякий раз будет индивидуальным.

– На первой конференции одним из самых ярких, запоминающихся выступлений стала речь гравера Хорге Пералса под моцартовский «Реквием». Такое музыкальное сопровождение – с точки зрения символичности – действительно актуально для банкнотного дизайна как отрасли?

– На самом деле Хорге Пералс – просто яркая личность. Думаю, он хотел продемонстрировать, что каждый успешный дизайн банкноты должен быть живым. Он также должен быть гармоничным, и, совсем как музыкальное произведение, он должен быть сбалансированным и легко восприниматься, с высокими и низкими нотами. Композиция банкноты для дизайнера или гравера очень похожа на композицию музыкального произведения для музыканта. Хорге – мастер из мастеров, он один из лучших граверов в мире, и он очень предан делу передачи своих знаний и мастерства следующим поколениям, и IBDA очень благодарна ему за это.

Работа с населением

– Ассоциация занимается книгоиздательством. Планируются ли какие-либо издания для широкой публики или только специфические издания для специалистов?

– Пока книги не планируются к выпуску, но мы понимаем необходимость обучения населения. Люди должны знать банкноты своей страны и других государств. Поэтому мы создали специальную рабочую группу, занимающуюся связями с общественностью и обучением общества.

Более того, мы пригласили профессоров, экспертов в этой области, которые подготовят руководство для дизайнеров банкнот о том, как развивать и успешно выполнять коммуникационную кампанию параллельно с выпуском новой серии банкнот.

– Каково ваше личное отношение к пластиковым деньгам?

– Думаю, наша отрасль достаточно большая и разнообразная для того, чтобы вместить все технологии. Я очень впечатлен некоторыми из новых полимерных дизайнов, такими, как канадская серия, и некоторыми новыми образцами, которые показывают, что полимер отлично служит не только целям долговечности банкнот, но и очень даже привлекателен для дизайна и интеграции защитных признаков. С точки зрения дизайна полимер предоставляет потрясающую палитру возможностей.

– В любой стране всегда есть люди, которые самостоятельно придумывают, как им кажется, гениальные деньги, как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения защитных технологий. Среди них встречаются действительно гении-самоучки. Обращаются ли к вам такие люди и рассматриваете ли вы их работы?

– Иногда – да. Нашей отрасли нужно как можно больше творчества, а иногда – и сумасшествия, чтобы развить то, что ранее считалось невозможным. Некоторые из главных прорывных технологий в нашей отрасли пришли не изнутри, они пришли из внешних источников. Было бы самонадеянно и опасно для нашей отрасли считать, что мы всегда знаем, как лучше. Думаю, что нужно сохранять разум открытым к идеям других людей.

Быстрый рост

– Производители банкнот и монет очень любят соревноваться между собой, проводят много международных конкурсов монет и банкнот. Будет ли Ассоциация учреждать свой конкурс между банкнотами разных стран мира?

– Да, сейчас мы готовим два проекта. Один называется «Банкнота будущего», где мы поощряем дизайнеров быть как можно более творческими и сумасшедшими и предлагать нам концептуальные дизайны банкнот, основываясь на том, как они себе представляют банкноты будущего. Чтобы поощрить творчество, мы выдвигаем только один критерий – чтобы дизайн можно было напечатать и проконтролировать.

А наш второй проект – признать работу, уже выполненную дизайнерами. Мы вручаем награды за дизайны банкнот, уже выпущенных в обращение, основываясь на ряде критериев. Но мы вручаем награду не центральным банкам, мы вручаем награду дизайнерам. Потому что мы – Ассоциация банкнотных дизайнеров.

Я надеюсь, что российские дизайнеры примут участие в обоих конкурсах. Хочу отметить, что для нашей Ассоциации Гознак – очень ценный партнер.

– Довольны ли вы динамикой развития довольно молодой Ассоциации? Как она развивается и какие шаги вы планируете в дальнейшем?

– Я очень доволен сегодняшним прогрессом. Мы выросли быстрее, чем изначально планировалось. Это само по себе стало для нас определенным вызовом: такого большого объема работы мы не ожидали. Но теперь, спустя три года, нашими членами являются более 300 банкнотных дизайнеров или людей, связанных с дизайном банкнот, из более 80 стран мира. За этот период мы многому научились. Теперь мы знаем, что мы делаем хорошо, а что – пока не очень хорошо.

В сотрудничестве с нашими партнерами мы недавно разработали пятилетний план. И основной принцип – в том, что мы продолжим деятельность, имеющую ценность для наших членов и партнеров, и будем развивать партнерство только там, где это имеет смысл. Смысл не в том, чтобы иметь больше членов, а в том, чтобы обеспечить сфокусированность на дизайнерской деятельности, на банкнотном дизайне.

Двигатель прогресса

– Не секрет, что развитие защитных признаков и технологий обусловлено, с одной стороны, необходимостью борьбы с фальшивомонетчиками, а с другой – конкурентной борьбой на рынке. Какая тенденция сегодня превалирует?

– Конечно, фальшивомонетничество представляет серьезную угрозу и является двигателем развития отрасли. Но до сегодняшнего дня в нашей отрасли не было такого большого количества признаков, стольких субстратов и такого богатого выбора. Фальшивомонетничество в целом осталось относительно на том же уровне в последние 20 лет, а представление новых защитных признаков выросло в геометрической прогрессии. Из этого можно сделать вывод, что основным двигателем прогресса сегодня является желание компаний выделиться, занять свое место на рынке.

– Возможно ли в будущем создание ассоциаций производителей банкнот, направленных в первую очередь на объединение усилий в борьбе с фальшивомонетничеством?

– Надеюсь. Я верю, что это возможно, и доказательством этого является тот факт, что IBDA запустила пять рабочих групп, где те, кого обычно считают конкурентами, собраны за одним столом, оставив в стороне конкурентные разногласия, чтобы следовать общей цели, общему видению для общего блага отрасли. Это не всегда легко, но всегда очень интересно. Наша отрасль достаточно большая, чтобы все могли выжить. И я верю, что зрелые игроки отрасли понимают это и рады работать вместе. Иногда им просто нужен маленький легкий толчок в нужном направлении.

Нужны безумные художники

– Банкнотный дизайн – это сегодня в первую очередь творчество или технология?

– Это сплав искусства со структурой и наукой. Воображение и рука художника делают банкноту живой и особенной. Успешная интеграция различных технологий делает банкноту функциональной, защищенной и надежной. И настоящее волшебство – в том, чтобы объединить эти два фактора.

– С кем лично вам легче реализовывать проекты – с юристами, менеджерами или с «безумными художниками»?

– С «безумными художниками». Большинство людей, участвующих в наших рабочих группах, – специалисты, так или иначе связанные с дизайном. У нас редко бывают юристы или люди из других областей. Также нужно помнить, что IBDA – строго некоммерческая организация, поэтому никакие специалисты по продажам или маркетингу не могут участвовать в наших мероприятиях. Но если бы вы спросили меня, кто больше нужен в нашей отрасли, «безумные художники» или практичные профессионалы, я бы ответил, что «безумные художники». У нас очень большая нужда в них, и иногда нужно хорошенько все взболтать, чтобы найти новые направления.

– У каждого из дизайнеров и банкнот, и монет есть своя «стена плача» – неутвержденные эскизы и просто работы для души. Не будет ли у вас выставки, посвященной одному или нескольким художникам?

– Это отличная идея! Почему бы и нет? Искусство – это такая личная и субъективная вещь, что отказ от какого-то эскиза банкноты скорее является личным или политическим решением, чем имеющим отношение собственно к искусству. Это хорошая идея, и у нас недавно была выставка металлографских гравюр, посвященная не только банкнотам, но и частным коллекциям, и она пользовалась большим успехом.

– Могут ли со временем дизайнеров заменить компьютерные программы? Написали техзадание – и машина сама думает, сама составляет, сама корректирует?

– Абсолютно нет. Проблема в том, что многие верят, что это возможно. Сегодня у нас уже есть доказательство этому – в 2001 году в нашей отрасли была представлена возможность цифрового создания металлографских гравюр. Быстрее, проще, дешевле – на первый взгляд, полно преимуществ. Через 10 лет отрасль была готова повернуться спиной к трехсотлетней традиции. Но потом люди стали понимать, что цифровые гравюры – это не совсем то. Они выглядели стерильными, безжизненными, у них не было характера, остроты. Я – за использование новых технологий в помощь дизайнеру, цифровая гравировальная игла легко может заменить инструмент для ручной работы. Но настоящие гениальные творения, подлинное искусство должны всегда полностью исходить из головы и сердца дизайнера.

Достичь совершенства

– Банкнота должна отражать какой-то национальный колорит страны или в эпоху глобализации эта традиция постепенно будет сходить на нет?

– Исследования показывают, что символ, представляющий национальную культуру, близок обществу, и этот фактор улучшает узнавание банкноты населением. И сегодня, несмотря на глобализацию, некоторые простые вещи не изменились. Люди любят смотреть на знакомые им вещи. Люди любят восхищаться красотой. Определенные человеческие инстинкты не изменились. Поэтому, по моему мнению, национальный символизм или что?то, отражающее национальную индивидуальность, является ключевым элементом дизайна любой банкноты.

– Что, на ваш взгляд как президента Ассоциации банкнотных дизайнеров, сегодня самое важное в миссии IBDA?

– Будущее банкнот. Есть очень важная вещь, которую каждый в нашей отрасли всегда должен помнить, – то, что банкнота представляет собой только один платежный инструмент. Растет выбор альтернатив. Нам всем нужно очень внимательно следить за тем, как эти платежные инструменты адаптируются, как они развиваются и какое влияние это окажет на спрос на банкноты. Необходимо достигнуть совершенства во всем, что мы делаем, – будь то дизайн, разработка защитных признаков или печатное производство, – и в конечном итоге обеспечить, чтобы банкноты оставались предпочтительным платежным инструментом для будущих поколений.

Елена Киселева, перевод Татьяны Угрюмовой

 

`
Back to top button