Защита на все времена
Печать защищенной продукции, и прежде всего банкнот, во все времена конкурировала с общей полиграфией – в том смысле, что каждый этап повышения технологических возможностей общей полиграфии облегчал подделку банкнот, а значит, становился вызовом, требующим наращивания технологических возможностей полиграфии защищенной. И если еще в первой половине ХIХ века для обеспечения защищенности хватало достаточно скромных технических средств, то уже во второй половине века повышение технического уровня обычных типографий потребовало использования специализированных машин и технологий, создающих защитные эффекты, недоступные никому, кроме Экспедиции заготовления государственных бумаг (как тогда назывался Гознак). Особое место среди таких технологий по праву занимает орловская печать.
Поиск технических решений с защитными эффектами охватывал не только полиграфию, но и, например, ткацкое производство. В частности, И. И. Орлов первоначально появился в Экспедиции с предложением изобретений, усовершенствующих жаккардовый ткацкий станок и придающих уникальные защитные свойства тканому рисунку. Шелковые банкноты значительно превосходили бумажные по долговечности, износоустойчивости. Но единственной причиной отказа от этой технологии стала низкая производительность на единицу оборудования, не обеспечивавшая потребностей Российской империи. При этом во время работ по ткацкому станку, Орлов впервые увидел печатные машины и очень заинтересовался ими. Результатом этого интереса стала начавшаяся более 120 лет назад эпоха орловской печати в защищенной полиграфии.
Логику своего технического творчества сам И.И. Орлов в докладе на заседании Императорского технического общества, посвященном его способу печати, объяснял так. Наибольшую сложность для фальсификаторов должен составить печатный оттиск, несущий в себе хорошо различимые особенности, недоступные для обычных типографий как в силу уникальной конструкции печатной машины, так и по причине специфичности технологии печати. Как раз этими чертами и обладают созданная им специальная машина и комплекс технологических приемов работы на ней. В основу машины положен принцип многокрасочной печати с единой печатной формы. Уникальность этого принципа обусловлена тем, что в общей полиграфии и в ХIХ веке, и сейчас, в ХХI, многокрасочное изображение на оттиске формируется с разных печатных форм, каждая из которых несет краску своего цвета. Естественно, что при этом неизбежны колебания рисунков разного цвета друг относительно друга («неприводка»). В случае же, когда единая печатная форма «раскрашивается» красками разных цветов и передает на бумагу уже такой «сборный» рисунок, взаимные смещения разноокрашенных участков линий рисунка исключены в принципе. При этом сам характер перехода линии из одного цвета в другой хорошо визуально отличим от оттиска, полученного с разных печатных форм.
Сама идея многокрасочного печатания с единой печатной формы существовала и до И. И. Орлова. Например, была известна созданная по патенту 1884 года машина Гиббса. Однако эту машину так и не смогли запустить в производство. Причина заключалась в том, что конструкция машины, несмотря на ее относительную простоту, создавала непростые, неблагоприятные технологические условия. Критичны эти условия были по двум критериям. Во-первых, совмещение разных красок на единой сборной поверхности, а затем на печатной форме приводило к их взаимному загрязнению и быстрому искажению цветовых характеристик оттиска. Во-вторых, в новых условиях наката краски страдало качество печати.
Заслуга И. И. Орлова как раз и состояла в том, что он, разобравшись в технологии, изобрел такую схему машины, которая была более свободна от указанных недостатков и благодаря этому смогла обеспечить стабильное производственное функционирование.
Таким образом, был создан новый класс защитных эффектов, построенных на переходе графических элементов рисунка из одного цвета в другой без малейшего взаимного смещения разноокрашенных участков. Примеры таких оттисков представлены на рис. 1 – 8. Здесь продемонстрированы примеры орловских красочных переходов как на контурных (позитивных), так и на директных (негативных) рисунках, в том числе с наложением краски на краску для получения «третьего» цвета; а также – с применением не только плашечных, но и растровых шаблонов, что существенно усложняло картину и еще на ступень усложняло задачу поддельщикам.
Создание орловской печати стало одним из прорывов в защитных технологиях. Велико оказалось не только защитное значение ее первоначальных возможностей, но и, что сейчас особенно важно, значительным оказался потенциал наращивания этих возможностей на принципиально новом уровне. Ведь за время, прошедшее с конца ХIХ века, общая полиграфия сократила неприводку между печатными формами разных цветов до такой степени, что выявление качественно подделанного оттиска стало возможным только с увеличительной лупой. В этой ситуации Гознак предложил адекватный ответ – технологию получения не резких, а плавных переходов рисунка из одного цвета в другой, без видимой фактуры растра. Такую особенность орловского оттиска не могут воспроизвести даже самые современные машины общей полиграфии, а идентификация этой особенности – общедоступна. Эта технология, получившая название «2Д-Ирис», в настоящее время реализована на конструктивной базе машины «Супер-Симултан», в творческом сотрудничестве Гознака и фирмы KBA-NotaSys SA.
Варианты защитных эффектов «2Д-Ирис» представлены на рис. 9. Плавные границы цветового перехода могут быть расположены во всех направлениях, причем степень плавности может задаваться как плавно изменяющейся вдоль границы, так и сокращающейся до нуля, превращаясь в практически резкую границу. Для того чтобы добиться хотя бы приблизительной имитации таких эффектов, поддельщик вынужден был бы вместо штриховой формы применить растровую, что резко упрощает выявление подделки.
Эти инновационные разработки позволили Гознаку уверенно войти в ХХI век, не только сохранив заложенный И. И. Орловым принцип защиты, но и на новом витке технического развития создать на этой основе защитный признак нового поколения, адекватно отвечающий на вызовы современности.
А. Г. Писарев, заместитель директора – главный ученый секретарь научно-технического совета Научно-исследовательского института Гознака