Журнал «Водяной знак» выпуск № 0 04/2003

О СТОИМОСТИ МОНЕТ Я ДАЖЕ НЕ ДУМАЮ

Килограммовые золотые монеты — продукт штучный. Тираж — 100, максимум 200 изделий. К такой монете — и требования особые. Точнее, особые требования к человеку, который такое изделие делает.

На Московском монетном дворе все подобные заказы выполняет чеканщик Владимир СОЛОДКОВ. Он чеканил знаменитую килограммовую золотую монету «Дионисий» — коллекционеры рассказывают, что 100 этих монет разошлись еще до того, как было сделано официальное объявление о выпуске. Сегодня цена золотого «Дионисия» — где-то в районе 50 тысяч долларов.

Чеканил Владимир Солодков и только что выпущенную золотую — тоже килограммовую — монету «Карта» — из серии «Окно в Европу» (тираж — 200 штук).

— Как вы попали на Монетный двор?

— Случайно. Работал на другом предприятии, как-то не очень нравилось. Тут к нам новый парень пришел, а у него жена на Монетном дворе работала. Он рассказал, как там и что, — и я решил попробовать: вдруг возьмут? Взяли. Так и начал работать — 1 сентября уже 15 лет будет.

— Какая из монет, которые вы делали, вам особенно нравится?

— А они все красивые. Плохих нет.

— Сложно ведь, наверное, золотые килограммовые монеты чеканить?

— Ничего особо сложного нет. Приходит техкарта — на ней изображение, картинка. Моя задача — перенести все это на металл.

— Но если бы все было так просто, чеканить подобные монеты мог бы практически каждый. Однако доверяют-то только вам. Значит, есть какой-то секрет?

— Это надо руками почувствовать. Вот берешь заготовку — и смотришь: как ее положить? Следишь, чтобы грязь никакая не попала.

Это самое главное — подготовить заготовку, отполировать как следует. Бывает, ее и не видно, ворсинку какую-нибудь, на заготовке — а на чеканке впечатление, будто веревка лежала.

— И как же такую ворсинку заметить?

— Наверное, в этом и есть профессиональный секрет.

— Сколько монет в день вы делали, когда чеканили «Карту»?

— Штук 20-30, наверное.

— Брак бывает?

— Конечно, бывает. Есть специальная норма производственно-технических отходов. Я в нее укладываюсь.

— Если монету забраковали, что с ней происходит?

— Сначала надо ее испортить, в смысле — испортить гравюру. Затем сдаю на склад. Мы заготовки получаем по счету, по весу — так же и сдаем. А со склада бракованные монеты в переплавку идут.

— Вы, когда делаете монету, понимаете, сколько она стоит?

— Да нет, не думаю я об этом.

— А то, что с золотом работаете, — это как-то на вас сказывается?

— Никаких эмоций по этому поводу нет. Да и не было с самого начала.

— Монетный двор — предприятие режимное. Вам это не мешает?

— А я как начал работать — всегда на режимных предприятиях был. Так даже лучше — порядка больше, при режиме-то.

— Что самое важное для такой работы? Точный глаз, твердая рука, физическая сила?

— Физическая сила не нужна. Главное — желание, интерес. Надо хотеть, чтобы получилось хорошо. Не просто так — кинул, шлепнул, и все.

Хотя считается, что для этой работы особые черты характера все-таки нужны: внимательность, спокойствие. Чтобы не нервничать, если что-то не получается.

Но главное все-таки — это чтобы работа нравилась. И чтобы гордость за державу была.

— Наши монеты лучше иностранных?

— Конечно, лучше. Тут и сомневаться нечего.

Анна Зайцева

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button