Статьи

История успешного союзничества: успехи Красной армии и дипломатии СССР на патриотических конвертах США периода Второй мировой войны. Часть 1-я

Владимир УХАНОВ
Владимир УХАНОВ

Начиная с первой недели мая 2022 г. Государственным центральным музеем современной истории России будет проводиться онлайн-выставка патриотических конвертов США, посвященных успехам Красной армии и дипломатии СССР периода Второй мировой войны. Выставка приурочена к 77‑й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и будет доступна на сайте музея www.sovrhistory.ru. Основой выставки является собранная автором коллекция патриотических конвертов США 1943–1945 гг., которую автор передал в фонды музея во второй половине февраля 2022 г. Это первая часть статьи, вторая часть будет опубликована в следующем выпуске журнала (рис. 15–27 статьи будут приведены во второй части).

 

Что такое патриотические конверты США?

Под патриотическими конвертами (ПК) США времен Второй мировой войны принято понимать все выпущенные в США с 1939 по 1945 г. почтовые конверты, иллюстрации и/или надписи на которых имеют отношение к военным событиям. Помимо частного сообщения в виде самого письма, ПК давал возможность отправить некое публичное сообщение, размещенное снаружи конверта и доступное не только отправителю и получателю, но и, например, многочисленным сотрудникам почты на всей цепочке доставки корреспонденции. После вручения получатель такого письма видел сначала именно публичное сообщение и только потом – частное, находящееся внутри конверта. Такое сообщение на конверте объединяло, сплачивало людей и, например, могло обсуждаться получателем с соседями или с почтальоном во время вручения письма. Надписи на таких конвертах зачастую совпадали с газетными заголовками. Огромное количество ПК, отправленных и полученных в США во время войны, показывает, насколько граждане интересовались военными событиями.

Резкий рост популярности ПК произошел после атаки на Перл-Харбор 07.12.1941 г., когда их продажа массово началась в киосках и универмагах по всей стране, а самым популярным лозунгом на конвертах стало «Не забудем Перл-Харбор!» (см. рис. 9.4, 27.8). Конверты могли содержать и призывы, например, «Не дадим втянуть США в чужую войну!» на ранних этапах войны (см. рис. 15.3) или «Приобретайте облигации военного займа!» (см. рис. 9.2) и «Становитесь донорами крови!» на более поздних.

Отвечая на вопрос «Что же такое ПК?», составитель самого полного их каталога Лоренс Шерман (Lawrence Sherman) в своей книге 1999 г. «Патриотические конверты США Второй мировой войны» («United States Patriotic Covers of World War II») пишет: «Они могут показать войну такой, как ее видели американцы. Изображения на конвертах мгновенно, без перевода показывают, как американцы переживали войну, как они реагировали на ее события и как они ее себе представляли, с самого ее начала в сентябре 1939 г. до ее конца в сентябре 1945 г. … Во время войны я был ребенком … Я помню письма из-за океана, продовольственные карточки, звук сирен, отключение электричества по ночам … По прошествии десятилетий я все еще помню это, а вот более крупные события войны – лишь смутно. Однажды … на выставке почтовых марок я наткнулся на патриотические конверты Второй мировой войны. Тогда я не знал, что они существуют. Я начал искать их, заниматься ими, и воспоминания начали восстанавливаться. … Они по-прежнему способны пробудить воспоминания о войне, поскольку печатались по горячим следам, были свидетелями военных событий». Многие фактические данные о ПК США настоящей статьи приводятся, основываясь на информации именно из этого издания, поскольку оно является наиболее полным и достоверным источником по теме.

 

Рис. 1. Серия почтовых марок США 1943–1944 гг., посвященная оккупированным странам Европы и Восточной Азии

Другие знаменитые коллекционеры США также высказывались относительно ПК в военное и послевоенное время. Например, Джон Макс Раш в журнале «Западный коллекционер марок» («Western Stamp Collector») 10.01.1945 г.: «Патриотические конверты стали переводчиками эмоций и великих страданий военного периода, не менее значимыми, чем любой другой вид живописи или графики». П.Миллер, Д.Свит и Г.Мейлан в журнале «Марки» («Stamps») 29.09.1945 г. писали: «В настоящий момент мы ощущаем боль, а не романтику войны, и мы пытаемся забыть все печали и ужасы, свидетелями которых являются эти конверты. Но спустя полвека с настоящего момента время неизбежно сгладит эти шрамы, и специалистов, вероятно, заинтересуют эти патриотические конверты военного периода, и, возможно, будет написана новая глава в филателии, сопоставимая с патриотическими конвертами периода гражданской войны».

 

Рис. 2. Примеры КПД компании «Fleetwood» авторства Д. Кнапп, посвященных оккупированным странам
Рис. 2. Примеры КПД компании «Fleetwood» авторства Д. Кнапп, посвященных оккупированным странам

К 1943 г. коллекционирование ПК приобрело по-настоящему массовый характер. Спрос на выпускаемые в разных штатах и городах США конверты стал настолько велик, что в марте 1943 г. в США был открыт первый и единственный в своем роде клуб по обмену ПК (The Patriotic Cover Exchange Club, PCEC), основной целью которого стала отладка механизма общенационального обмена конвертами. К процессу коллекционирования подключились не только филателисты, но и граждане, ранее не увлекавшиеся коллекционированием, – военнослужащие, клерки, рабочие, домохозяйки, подростки и т.д. Одни предпочитали отправлять и получать такие конверты по почте, другие – приобретать в коллекцию уже заранее проштампованный в почтовом отделении конверт. Обменный клуб просуществовал более двух лет и был расформирован по окончании войны к концу 1945 г. В США за время войны на конвертах были опубликованы около 12 000 различных патриотических иллюстраций и/или лозунгов, а в их создании принимало участие около 600 издательских компаний и художников.

 

Рис. 3. Примеры КПД компании «Cachet Craft» авторства Л. Штэле,посвященных оккупированным странам
Рис. 3. Примеры КПД компании «Cachet Craft» авторства Л. Штэле, посвященных оккупированным странам

В США к моменту начала войны уже был сформирован рынок ПК как предметов коллекционирования, достигший своего пика в 1943–1945 гг. и до настоящего момента остающийся крупнейшим в мире. Значительный рост рынка произошел после нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 г., когда на всплеске национального патриотизма в процесс коллекционирования спонтанно стали вовлекаться широкие массы населения. Этому способствовала доминирующая в США частная форма собственности. Бизнес видел огромный спрос на ПК со стороны населения и коллекционеров и смог быстро под него подстроиться. Многие издательские компании оперативно заключили договоры с дизайнерами и художниками и начали массовое изготовление столь востребованных населением ПК. ПК на тот момент стали самыми массовыми и, что немаловажно, самыми бюджетными предметами коллекционирования, собирать которые мог себе позволить практически каждый гражданин. Рынок ПК в военное время был значительно больше рынка почтовых марок или коллекционных монет.

Патриотические конверты, изготовленные специально для целей коллекционирования, можно разделить на три группы:

• Конверты первого дня (КПД), гашение которых проводилось почтовой службой непосредственно в первый день выпуска в почтовый оборот наклеенной на них почтовой марки. Как правило, гашение КПД в США сопровождается надписью «ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЫПУСКА» («FIRST DAY OF ISSUE»);
• Событийные конверты, изображения и надписи на которых посвящены конкретному событию. Почтовое гашение таких конвертов производится строго в день события (дата почтового штемпеля совпадает с датой события);
• Памятные или юбилейные конверты, изображения и надписи на которых посвящены конкретному событию, но почтовое гашение которых произведено позже (например, к значимой дате или к юбилею события, или просто с запозданием).

Встречаются и чистые ПК военного времени, без почтовых штампов, наклеенных марок или надписей. Сегодня они также являются предметами коллекционирования и представляют интерес для исследователей (рис. 20.3). Также важно отметить, что 27.03.1942 г.

Конгресс утвердил право военнослужащих отправлять письма бесплатно при условии правильного заполнения конверта. Вместо знака почтовой оплаты в правом верхнем углу предписано было указывать слово «БЕСПЛАТНО» («FREE»); в левом верхнем углу – фамилию и инициалы отправителя, его должность, звание, род войск и номер части. Такие конверты также очень часто встречаются на рынке предметов коллекционирования. Помимо самой почтовой службы гашение почтовых марок и конвертов в США могло проводить военно-морское ведомство. На таких почтовых штемпелях указывался не город и штат, в которых расположено почтовое отделение, а размещалась надпись «ФЛОТ США» («U.S. NAVY»), см. рис. 27.1. Перевод всех надписей на ПК с английского на русский язык в настоящей статье приведен непосредственно на изображениях самих конвертов или рядом с ними. При этом в скобках указывается компания-издатель (на языке оригинала); если известно имя художника-дизайнера, то оно указывается на русском языке.

 

Серия почтовых марок США в честь оккупированных стран

Сильнейший импульс для индустрии ПК дала вышедшая в 1943 г. серия почтовых марок номиналом 5 центов, посвященных европейским странам. Марки выпускались в почтовый оборот последовательно, с июня по декабрь 1943 г.: Польша – 22.06.1943 г., Чехословакия – 12.07.1943 г., Норвегия – 27.07.1943 г., Люксембург – 10.08.1943 г., Нидерланды – 24.08.1943 г., Бельгия – 14.09.1943 г., Франция – 28.09.1943 г., Греция – 12.10.1943 г., Югославия – 26.10.1943 г., Албания – 09.11.1943 г., Австрия – 23.11.1943 г., Дания – 07.12.1943 г. Серия была призвана олицетворять солидарность американского народа с оккупированными странами Европы.

Все марки имели одинаковый дизайн – обрамление сине-стального цвета; в правой части – стоящая на коленях женская фигура, разрывающая оковы; в левой – мифическая птица Феникс, восстающая из пепла и олицетворяющая обновление жизни. Эта серия почтовых марок была первой в США, которая была напечатана более чем в двух цветах. Выпускающее в то время почтовые марки «Бюро гравировки и печати» не обладало технологией многоцветной печати. Основной идеей серии было изображение национальных флагов оккупированных стран в их фактическом виде. Печать этой серии было решено поручить «Американской банкнотной компании», имевшей необходимое для многоцветной печати оборудование. В начале 1944 г. в США начинают прорабатывать вопрос о создании аналогичной серии марок, посвященных захваченным Японией странам. Однако из предложенного списка стран Азии и Тихоокеанского региона, по политическим соображениям, в этой серии к выпуску была одобрена только одна марка – посвященная оккупации Кореи (дата выпуска в почтовый оборот – 02.11.1944 г.).

Таким образом, общее число марок серии составило 13 шт., рис. 1.

На базе этой серии почтовых марок многие издательские компании (в т.ч. «Cachet Craft», «Smartсraft», «Fleetwood», «Fluegel», «Collectors Surplus», «Art Craft») выпустили линейки своих фирменных КПД. При этом каждая компания старалась выдержать свой фирменный, неповторимый стиль, что достигалось за счет работы с конкретными художниками и использования определенного набора методов и техник печати. Например, очень популярной и до сих пор востребованной среди коллекционеров является линейка КПД, выпущенная компанией «Fleetwood» с иллюстрациями художницы Дороти В. Кнапп (Dorothy W. Knapp), которая также известна своими расписанными вручную конвертами, посвященными победе союзных сил над Германией и Японией (см. рис. 23.2, 23.6, 27.3, 27.7). На всех КПД авторства Кнапп центральным изображением является флаг оккупированной страны, совпадающий с почтовой маркой, а также небольшое текстовое сопровождение, рис. 2. Например, следующий текст содержат конверты, посвященные оккупации Норвегии: «Дух викингов не подчинится угнетателю», Австрии: «Луч свободы пробьется сквозь темноту», Польши: «Сердца людей, вкусивших свободу, не могут быть порабощены». В оформлении конвертов преобладают красные и синие тона.

Рис. 4. Примеры посвященных оккупированным странам КПД компании «Smartcraft» и выпущенных Л. Штэле самостоятельно, термография
Рис. 4. Примеры посвященных оккупированным странам КПД компании «Smartcraft» и выпущенных Л. Штэле самостоятельно, термография

 

Однако самыми известными и узнаваемыми являются линейки КПД, выпущенные компаниями «Cachet Craft» и «Smartсraft» в сотрудничестве с непревзойденным художником и дизайнером ПК США – Людвигом В. Штэле (Ludwig W. Staehle). В дизайне серии компании «Cachet Craft» преобладают красные и синие тона, на всех конвертах имеется изображение цепей, оков и свастики. На многих конвертах изображены факел и меч, олицетворяющие надежду на освобождение и готовность страны сражаться за свою свободу, рис. 3. КПД компании «Smartсraft» выполнены с применением интересной техники печати – термографии, о которой будет рассказано чуть ниже. Все конверты содержат изображения флагов оккупированных стран, факела и меча.

Имя Людвига Штэле настолько важно для коллекционеров, а его вклад в индустрию ПК США настолько велик, что без некоторых фактов его биографии статья будет неполной.

 

Людвиг Штэле – «Король иллюстрированных конвертов»

Людвиг Штэле (L.W. Staehle) родился 02.01.1893 г. в городе Вюртемберге, в Германии, и с ранних лет стал проявлять интерес к изобразительному искусству. В 20 лет он закончил колледж изящных искусств и архитектурного дизайна. Через непродолжительное время он был призван в немецкую армию, с началом Первой мировой войны отправлен на фронт, где попал в плен к французам, в котором провел шесть лет. По возвращении домой Штэле женится и в 1927 г. с женой и детьми решает эмигрировать в США, где первое время устраивается на работу в качестве интерьерного дизайнера. В самом начале 1930-х гг. в качестве хобби Людвиг начинает создавать иллюстрации на почтовых конвертах, наклеивать на них марки и отправлять по почте самому себе. Известна его серия нарисованных вручную конвертов 1934–1937 гг., посвященная дирижаблестроению и первым полетам дирижаблей. С 1936 г. он начинает сотрудничать с компаниями–производителями КПД.

С приходом известия о начале Второй мировой войны Штэле решает полностью посвятить себя созданию иллюстраций к патриотическим почтовым конвертам военной тематики. Его талант, безоговорочно признаваемый современниками, получил замечательную возможность раскрыться в полной мере на ниве набравших к тому моменту максимальную популярность среди коллекционеров дизайнерских ПК. Во время войны Штэле жил в Нью-Йорке, что зафиксировано в подписи к иллюстрациям на многих конвертах: «L.W. Staehle, N.Y. City». Его работы неоднократно были удостоены призовых мест в конкурсах и высоких наград, самой значимой из которых стало присуждение ему в течение трех лет подряд (с 1942 по 1944 г.) звания «Король иллюстрированных конвертов» («King of Cachets»). Неудивительно, что все ведущие издатели дизайнерских почтовых конвертов восхищались его высочайшим профессионализмом и желали сотрудничать с ним. «Cachet Craft», «Cruzby», «Fleetwood», «Fluegel», «King`s Stamp Club», «Minkus», «Smartcraft», «Jordan», «Ioor» – вот далеко не полный список производителей, на чьи конверты попадали иллюстрации Штэле. Коллекционеры восхищались высококачественными многоцветными иллюстрациями, богато снабженными точно подобранными и узнаваемыми символами, и охотно приобретали конверты. По окончании войны Людвиг Штэле переехал из Нью-Йорка в город Талса штата Оклахома. Даже выйдя на пенсию в 1958 г., он не прекратил своей деятельности художника-дизайнера конвертов. Скончался Людвиг Штэле 10.11.1967 г. в возрасте 74 лет и был похоронен на мемориальном кладбище «Флорал Хэвэн» («Floral Heaven Memorial Gardens») в городе Броукен Эрроу округа Талса. Фотографии Людвига Штэле (предположительно 1943 г.) и мемориальной плиты, установленной на месте его захоронения, приведены на рис. 5.

 

Рис. 5. Фотография Л. Штэле и мемориальной плиты с места его захоронения

 

Вызывает восхищение высокая работоспособность Штэле в военные годы, пик которой пришелся на 1943–1944 гг., когда в стране выпускалось около 40 конвертов в год с его иллюстрациями. Помимо сотрудничества с издательскими компаниями, за время войны Штэле также самостоятельно опубликовал 60 ПК. Однако в памяти коллекционеров имя Людвига Штэле всегда будет неразрывно связано с издательской компанией Германа Ф. Флюгеля – «Fluegel» и знаменитыми сериями почтовых конвертов, посвященных освобождению европейских столиц и государств Восточной Азии от фашизма, взятию Берлина и празднованию Дня Победы над Германией и Японией.

Именно в сотрудничестве с компанией «Fluegel» Штэле создал свою самую запоминающуюся и самую востребованную среди коллекционеров серию конвертов, запечатлевших знаковые триумфальные моменты Второй мировой войны (см. рис. 6, 15.8, 16.3, 16.6, 17.2, 17.4, 20.2, 21.3, 25.3, 26.3). Его работы не потеряли своей привлекательности для коллекционного рынка и сегодня, чему способствует их высочайшая художественная ценность, применение ярких, но при этом сбалансированных красок, скрупулезная проработка мельчайших деталей и качественный, сложный процесс самой печати.

 

Рис. 6. Примеры ПК компании «Fluegel» из освободительной» серии Л. Штэле
Рис. 6. Примеры ПК компании «Fluegel» из «освободительной» серии Л. Штэле

 

Коллекционеров завораживает профессиональная компоновка элементов в единый цельный рисунок с использованием флагов, гербов, видов городов, исторических зданий и монументов, а также аккуратное включение в рисунок текстовой части, позволяющее сохранить динамический баланс изображения. Важно отметить, что и сам издатель Г. Флюгель, и художник-дизайнер Л. Штэле были американцами немецкого происхождения, имеющими полное представление о политической и военной ситуации в Германии после прихода к власти Гитлера, а также о реальном раскладе противостоящих нацистам в Европе сил, что не могло не отражаться на выпускаемых ими ПК, придавая им максимальную степень объективности и непредвзятости. Они являлись истинными патриотами США, но и судьба Германии была им далеко не безразлична.

 

Немного о технологиях печати

Высочайшее качество воспроизведения и яркость иллюстраций на конвертах «Fluegel» военного времени обеспечивались за счет применения технологии высокой печати в шести разных цветах, которую другие производители конвертов не использовали. По воспоминаниям Г. Флюгеля, первым этапом изготовления конверта было установление, является ли событие достаточно важным для нанесения на конверт. Если событие классифицировалось как важное, начинался поиск и подбор отражающих его символов, которые могли бы быть использованы в дизайне. После этого, как правило, художник готовил несколько предварительных набросков, один из которых утверждался, и на его основе готовился финальный эскиз. После утверждения эскиза, с целью разделить цвета, художник разбивал изображение на шесть одноцветных рисунков, с которых изготавливались шесть разных клише. Печать рисунка проводилась последовательно каждым из шести клише, для получения единого полноцветного изображения. На рис. 7 в качестве примера приведена готовая иллюстрация (рис. 7.6) и ее разбивка на четыре одноцветных изображения (рис. 7.7–7.10), что является необходимым технологическим шагом высокой печати.

 

Рис. 7. ПК США, посвященные борьбе Объединенных Наций за свободу. Пример разделения четырехцветного изображения на четыре одноцветных рисунка, используемого при технологии высокой печати в нескольких цветах
Рис. 7. ПК США, посвященные борьбе Объединенных Наций за свободу. Пример разделения четырехцветного изображения на четыре одноцветных рисунка, используемого при технологии высокой печати в нескольких цветах

 

Перед печатью краска валиком наносилась на поверхность клише, после чего поверх клише клался конверт и отправлялся под пресс. Процедура повторялась для каждого цвета отдельно. Такая технология печати предусматривает продавливание бумаги в местах ее соприкосновения с клише, и рельефный оттиск изображения (в зеркальном отображении) можно увидеть и прощупать на оборотной стороне конверта. С учетом того что такая технология была очень затратной по времени (только в самом процессе печати каждый цвет требовал просушки в течение суток, не говоря уже о времени на разработку эскизов и клише), с целью правильно зафиксировать дату события иногда печать осуществлялась на уже проштампованных почтовой службой конвертах. То есть на белый конверт наклеивалась марка, которая гасилась в почтовом отделении в день события, после чего уже на гашеный конверт наносилось изображение. В военное время это была допустимая практика, поскольку точно предугадать даты событий на далеких фронтах издательские компании не могли, успевая только отштамповать конверты в почтовом отделении в день события. После этого изображения наносились на конверты в максимально сжатые сроки (обусловленные лишь технологией производства конверта), поскольку готовый продукт должен был попасть к коллекционерам без малейшего промедления. Подтверждение тому можно увидеть, например, на рис. 13.5, где иллюстрация перекрывает часть почтового штемпеля. Необходимо добавить, что такая процедура использовалась далеко не всегда, и на почте в основном штамповались готовые конверты с уже нанесенными изображениями и/или сделанными надписями (например, на рис. 8.6, 9.2, 9.3, 15.4, 18.5 четко видно, что почтовый штемпель проставлен поверх иллюстрации).

Помимо техники высокой печати издательские компании применяли также офсетную печать (литографию), печать при помощи резиновых штампов (рис. 24.1), применялись техники термографии и многие другие, а также комбинации из разных методов. В отличие от высокой печати, литография не оставляла рельефного оттиска на оборотной стороне конверта, поскольку не предполагала его размещения под пресс. А достаточно часто применяемая техника термографии создавала рельеф на лицевой стороне конверта, позволяя изображениям и надписям возвышаться над поверхностью бумаги. Для достижения такого эффекта на мокрую краску только что напечатанного изображения насыпался специальный восковой порошок, который прилипал к краске, остатки порошка стряхивались. В процессе термической обработки порошок плавился и перемешивался с краской, что давало видимый и осязаемый эффект: термографические изображения не только возвышались над конвертом, но и создавали при этом впечатление «глазурованных». Примеры изготовленных с применением техники термографии конвертов приведены на рис. 4, 8.3, 12.8, 18.3, 18.4, 18.6, 18.7, 21.5, 24.9.

 

Объединенные нации борются за свободу

14.01. и 12.02.1943 г. в почтовый оборот США выходят новые два знака почтовой оплаты: «Нации, объединенные для победы» номинальной стоимостью 2 цента и «Свобода слова и религии, свобода от принуждения и страха» номиналом 1 цент. Эти почтовые марки стали отправной точкой к изготовлению многими компаниями ПК, посвященных стремлению оккупированных стран вернуть свои базовые свободы и усилиям союзнических сил – США, СССР, Великобритании и Китая по объединению стран мира и консолидации сил в борьбе со злом планетарного масштаба. На рис. 7 приведены шесть примеров таких конвертов, иллюстрации которых в основном принадлежат кисти Людвига Штэле (кроме рис. 7.3 и 7.4). На рис. 7.5 изображена стоящая на коленях женская фигура, разрывающая оковы и держащая в руках факел. Тема Феникса и женской фигуры в оковах, впервые появившаяся на серии посвященных оккупированным странам почтовых марок (рис. 1), красной линией проходит через все военное творчество Штэле. Эти яркие образы встречаются на конвертах, посвященных как борьбе за освобождение отдельных стран, так и Победе над Германией (см. рис. 7.5, 8.6, 15.7, 17.3, 23.8, 23.9).

 

Победы Красной армии на территории СССР

На ПК США многих издателей (в т.ч. «Collectors Surplus», «Smith, DH», «Boone», «Fidelity», «King`s Stamp Club», «Linto») можно найти все основные военные успехи Красной армии по контрнаступлению и отвоеванию захваченных гитлеровцами на начальных этапах войны городов и территорий СССР. Американцы внимательно следили за ситуацией на всех фронтах Советского Союза, а издатели скрупулезно протоколировали каждую победу Красной Армии на конвертах. Сталинградская битва, освобождение Эстонии, Латвии и Литвы, отвоевание Минска и Севастополя – вот лишь некоторые из попавших на конверты знаковых побед, рис. 8. На конверте, посвященном одному из крупнейших в мировой истории сражению – битве за Днепр (рис. 8.2), смерть Гитлера ассоциируется у автора с успехом проводимых Красной армией взаимосвязанных стратегических военных операций, результатом которых стало форсирование Красной Армией Днепра, создание стратегических плацдармов на правом берегу реки и освобождение Киева. На этой иллюстрации автор использует игру слов: смерть звонит Гитлеру по телефону, на проводе от которого размещена табличка «Днепровская линия», что можно трактовать и как телефонную линию, и как линию фронта.

 

Рис. 8. ПК США в честь побед Красной армии на территории СССР
Рис. 8. ПК США в честь побед Красной армии на территории СССР

 

Компания «Linto» надпечатывала выпущенные ею ранее ПК (как правило, сделанной по диагонали) надписью о каждом значимом шаге Красной армии, приближавшем день Победы: «Русские помогают немцам попасть домой к Рождеству!», «Русские берут Смоленск», «Русские берут Анапу», «Русские завоевывают Харьков», «Русские освобождают Ленинград, осаждаемый немцами в течение 29 месяцев», «Русские берут Ростов», «Русские отвоевывают Орел», «Русские возвращают Новороссийск», «Русские останавливают атаку нацистов», «Порт Черного моря Николаев взят русскими», «Русские берут Днепр» и т.д., рис. 9. На одном из конвертов компании «Linto», датированном 1945 г., говорится: «Мы восхищаемся боевым духом русских и их лидера, но не планируем использовать их доктрины. Нам нравится наше правительство!», рис. 9.3. Позже компания выпускала аналогичные конверты и с новостями с фронтов Советско-японской войны, рис. 9.4, 9.5. Изображение И.В. Сталина как Верховного главнокомандующего Красной армией также достаточно часто попадает на ПК США (см. рис. 8.1, 10, 12, 13, 23.1, 23.7, 24.6, 27.6), равно как и флаг СССР (см. рис. 7, 10.3, 10.4, 12.8, 13, 14.3, 15.8, 16, 17, 20.2, 21.3, 21.5, 23, 24, 25.3, 26.2, 26.3, 27). Черно-белое изображение иллюстрации с конверта авторства Абрама ЛеГаллеца (Abram LeGallez), с развевающимся советским знаменем и надписью «Смерть немецким захватчикам» (рис. 10.4), взято из каталога Л.Шермана «Патриотические конверты США Второй мировой войны». Необходимо отметить, что издатели ПК предпочитают обозначать Советский Союз в основном как «Россия» («Russia»), а силы Красной армии – как «Русские» («Russians»), «Советы» («Soviets») или «Красные» («Reds»).

 

Рис. 9. Примеры ПК США, выпущенных компанией «Linto»
Рис. 9. Примеры ПК США, выпущенных компанией «Linto»

 

 

Рис. 10. Примеры ПК США с изображением И. Сталина и флага СССР
Рис. 10. Примеры ПК США с изображением И. Сталина и флага СССР

 

 

«Человек с медведем за спиной»

Известно, что в мире Россия и ее правители издревле ассоциируются с образом медведя, бесстрашного и сильного зверя. Эта устойчивая ассоциация не обошла стороной и ПК США. На рис. 11.1 и 11.2 приведены два ПК издателя «Donaldson», на одном из которых Гитлер в образе гуся горделиво вышагивает по Берлину, на другом – разъяренный медведь держит придушенного гуся в лапах; конверт сопровождается надписью «Гусь, приготовленный по-русски». Рис. 11.3 представлен в виде комикса, где сначала Гитлер сидит в кресле у камина, перед которым расстелена шкура медведя, а потом – вскакивает с кресла в ужасе, поскольку шкура медведя ожила и представляет реальную опасность; подпись под иллюстрацией к конверту – «Воскрешение». На рис. 11.4 медведь гонит нацистов, представленных автором в виде загнанного зайца, оставляющего за собой «выжженную землю». Подпись под иллюстрацией гласит: «Из всех 36 вариантов бегство – лучший». Самое растиражированное и часто встречающееся на ПК США изображение приведено на рис. 11.7: медведь гонится за убегающим Гитлером; надпись на конверте гласит «Человек с «медведем» за спиной».

 

Рис. 11. ПК США, на которых Россия представлена в образе медведя
Рис. 11. ПК США, на которых Россия представлена в образе медведя

 

Приведенная на рис. 11.8 иллюстрация с конверта компании «Andrews Printing Co.» с преследующим Гитлера медведем взята из каталога Л. Шермана «Патриотические конверты США Второй мировой войны». Сюжет, в котором медведь догоняет убегающего Гитлера, встречается на ПК США чаще всего. Хотя образ Советского Союза в виде медведя на ПК США преимущественно используется как символ скорой и неминуемой победы Красной армии над фашистской Германией, также используется он и для отражения событий Советско-японской войны, см. рис. 24.10.

 

Международные конференции военного времени

Большое количество ПК США были посвящены конференциям военного времени. Надпись на одном из конвертов, посвященных начавшейся 25.10.1943 г. Московской конференции министров иностранных дел «Большой тройки», гласит: «Гитлер нервничает по поводу совещания Халла, Идена и Сталина», рис. 12.1.

И причин понервничать у него действительно было предостаточно: на Московской конференции, в частности, были согласованы тезисы декларации об ответственности нацистов за совершенные ими преступления и зверства, была достигнута принципиальная договоренность об открытии второго фронта весной 1944 г. и о принципиальном согласии И. Сталина начать войну с Японией по завершении войны в Европе, обсуждалась судьба примкнувших к нацистам стран и создание в послевоенный период всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности (получившей впоследствии название «ООН»), была проведена работа по подготовке первой встречи глав «Большой тройки» в Тегеране.

Состоявшаяся 28.11.–01.12.1943 г. Тегеранская конференция, на которой впервые в полном составе лично встретились лидеры крупнейших держав антигитлеровской коалиции – И. Сталин, У. Черчилль и Ф. Рузвельт, была посвящена преимущественно вопросам открытия второго фронта в Европе и согласованию дальнейших военных действий. По настоянию И. Сталина, заручившегося поддержкой Ф. Рузвельта, было решено провести десантную операцию по высадке союзных войск в Южной Франции в мае 1944 г., несмотря на колебания У. Черчилля относительно этого вопроса (фактически операция началась чуть позже, в начале июня 1944 г.). На конференции также обсуждались вопросы послевоенного обустройства мира в Европе и создания ООН. Итоги работы конференции были сугубо положительными и подтвердили возможность плодотворного сотрудничества «Большой тройки» в будущем. Сплоченность лидеров стран коалиции перед лицом общей угрозы и их способность договориться по самым чувствительным вопросам не оставила Гитлеру надежды на возникновение раскола между союзниками по идеологическим соображениям. О степени доверия между лидерами говорит и тот факт, что президент США Ф. Рузвельт принял приглашение И. Сталина на время проведения конференции поселиться в советском посольстве. Посвященный Тегеранской конференции ПК авторства Л. Штэле, выдержанный в строгой манере, с изображением советского посольства в Тегеране, первых лиц и государственных символов США, Великобритании и СССР, подчеркивает значимость этой встречи для мировой истории, рис. 12.3.

 

Рис. 12. ПК США, посвященные Московской, Тегеранской и Ялтинской конференциям
Рис. 12. ПК США, посвященные Московской, Тегеранской и Ялтинской конференциям

 

Проводимая 4 – 11.02.1945 г. Ялтинская конференция была посвящена преимущественно установлению послевоенного миропорядка и стала второй и последней встречей лидеров «Большой тройки» в том же составе. Конференция стала логическим продолжением Тегеранской. Ее основной задачей было обозначение контуров новых государственных границ на территориях, которые еще недавно были оккупированы фашистской Германией, а также установление неофициальных демаркационных линий между сферами влияния союзников на Европейском континенте. Фактически в Ялте было проговорено разделение Европы на Восточную и Западную, обеспечившее геополитическую стабильность в регионе на следующие полвека. Важнейшим вопросом было и обсуждение создания межгосударственной организации, способной предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния и стать гарантом послевоенного мироустройства, призванной не допускать военных конфликтов и сохранять мир на планете, – ООН. Также обсуждались вопросы окончательного разгрома фашистской Германии, ее демилитаризация, послевоенное переустройство и разделение на сферы влияния. Согласно ялтинским договоренностям, СССР возвращал контроль над южной частью Сахалина и Курильскими островами. Участники Ялтинской конференции расположились во дворцах полуострова: И. Сталин – в Юсуповском, Ф. Рузвельт – в Ливадийском,

У. Черчилль – в Воронцовском. На одном из ПК, выполненном при помощи техники термографии, изображены лидеры «Большой тройки» с улыбками на лицах, победно курящие любимые ими табачные изделия: Рузвельт – сигарету при помощи мундштука, Черчилль – сигару, Сталин – трубку, рис. 12.8.

Согласно договоренностям Ялтинской встречи, в Сан-Франциско с 25.04. по 26.06.1945 г. работала международная конференция, на которой были согласованы устав ООН и Статут нового международного суда. Конференция состоялась, несмотря на то что за 13 дней до ее начала скоропостижно скончался 32-й президент США Ф. Рузвельт. На конференцию были приглашены делегаты из стран, которые объявили войну Германии и Японии и присоединились к Декларации Объединенных Наций.

 

Рис. 13. ПК США в честь конференции в Сан-Франциско
Рис. 13. ПК США в честь конференции в Сан-Франциско

 

В основу деятельности ООН был заложен принцип единогласия пяти великих держав – Великобритании, Китая, СССР, США и Франции, получивших статус постоянных членов Совета Безопасности ООН и наделяемых правом вето. По настоянию И. Сталина в число учредителей и членов ООН, помимо Советского Союза, также были включены Украинская и Белорусская ССР как наиболее пострадавшие от войны республики. В честь открытия конференции, 25.04.1945 г. в почтовый оборот США была выпущена марка с надписью «Вперед, к Объединенным Нациям» («Toward United Nations»), которая стала стимулом к разработке многими компаниями и художниками тематических ПК и КПД, рис. 13. На многих из этих конвертов, датированных 25.04.1945 г., имеется символика СССР, Великобритании и США, приведены изображения лидеров этих государств – Сталина, Черчилля и Рузвельта, внесшего значительный вклад в подготовку этой конференции.

С 17.07. по 02.08.1945 г. в Потсдаме, ближайшем пригороде поверженного и разрушенного Берлина, в уцелевшем дворце Цецилиенхоф прошла третья и последняя встреча лидеров «Большой тройки». К тому моменту на пост президента США уже вступил Трумэн, а Черчилль, на случай поражения своей партии на предстоящих выборах, прибыл на конференцию вместе с Эттли, возглавившим британскую делегацию с 28.07.1945 г.

Черчилль предлагал Трумэну провести встречу за пределами русской военной зоны, но так как ни один из них не захотел принять на себя функции принимающей стороны, было принято предложение Сталина о проведении конференции в окрестностях Берлина, по мнению которого, это было и удобно, и правильно с политической точки зрения. В повестку Потсдамской конференции вошли вопросы переустройства политической жизни Германии, разоружение страны, наказание нацистских преступников, возмещение материального ущерба пострадавшим странам, обсуждались и вопросы мирного урегулирования отношений со странами, воевавшими на стороне Германии, – Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией, Финляндией, а также условия мирного договора с самой Германией. Решались в Потсдаме и важные территориальные вопросы: союзники подтвердили свое согласие на передачу Советскому Союзу города Кенигсберга и военно-морской базы Пиллау с прилегающими районами (сейчас Калининградская область), были определены западные границы Польши. Была принята совместная Декларация с требованием о незамедлительной капитуляции Японии (что нашло свое отражение на одном из ПК, см. рис. 24.4), также лидерами США и Великобритании еще раз была подчеркнута крайняя заинтересованность во вступлении СССР в войну с Японией. Надпись на одном из ПК США гласит: «Историческая конференция в Потсдаме. Трумэн, Сталин и Черчилль принимают решение о правлении четырех сил в Германии и выдвигают ультиматум о капитуляции Японии» (рис. 14.1).

 

Рис. 14. Примеры ПК США, посвященных Потсдамской конференции

 

Несмотря на серьезные споры и разногласия по отдельным вопросам, все конференции «Большой тройки» военного времени продемонстрировали единство стран-союзниц перед лицом общей угрозы и стали примером сотрудничества между великими державами, вопреки идеологическим различиям сумевшими решить множество спорных и комплексных вопросов путем переговоров и нахождения компромиссов. Поскольку все основные цели, преследуемые делегациями СССР на международных конференциях, были в той или иной степени достигнуты, их результаты по праву можно считать триумфом советской дипломатии. Принятые на конференциях решения смогли обеспечить мир в Европе на следующие полвека.

Владимир УХАНОВ, к.э.н., Санкт-Петербург

 

`

Рекомендуем к прочтению:

Back to top button